Профессия градостроитель. Профессия архитектор-градостроитель
- Предпроектный анализ территории.
- Оценка проекта с точки зрения недостатков и преимуществ, ограничений и рисков.
- Благоустройство территорий.
- Разработка проектов капитального строительства.
- Координирование работы специалистов, которые занимаются формированием инфраструктуры.
- Работа над объектами исторического и культурного наследия.
- Компьютерное проектирование и визуализация.
- Поиск оптимальных конструкций, материалов, технологий для реализации проекта.
- Ландшафтное строительство и озеленение.
Важные качества
Личные качества: развитый глазомер, аккуратность, скрупулёзность, внимание к деталям, усидчивость.
Soft skills: высокий уровень абстрактного и творческого мышления, аналитический склад ума, большой объем долговременной и оперативной памяти, высокий уровень развития пространственного мышления.
Профессиональные навыки: знания и умения в области архитектурного и строительного проектирования, знание градостроительной политики, проектирование и анализ, умение пользоваться инженерными сетями, компьютерными средствами проектирования и мультимедийными технологиями, ландшафтно-визуальный анализ.
Где работает
- Научные организации по архитектурной и градостроительной проблематике
- Проектные организации
- Архитектурные бюро и мастерские
- Административные органы управления делами архитектуры и строительства
- Экспертные советы
Потенциальные работодатели
- ГАУ “НИ и ПИ Градплан города Москвы”
- АО «Моспроект»
- “Гранд-Кадастр”
- “Градостроитель”
- “УралНИИСтромПроект”
- Строительная компания КГ «Монолит»
Вузы, в которых готовят специалистов по профессии "Градостроитель"
- Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств
- Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х. М. Бербекова
- Государственный университет по землеустройству
- Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
- Южно-Уральский государственный университет
- Тихоокеанский государственный университет
- Воронежский государственный технический университет
- Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)
- Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств
- Астраханский государственный архитектурно-строительный университет
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ«ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО»9-12 СЕМЕСТРЫ
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
«ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО»
9-12 СЕМЕСТРЫ
Примерная программа дисциплины «Градостроительство» федерального компонента цикла СД составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом
высшего профессионального образования второго поколения по направлению - 630100 - АРХИТЕКТУРА, Специальность - ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО, Квалификация специалиста - АРХИТЕКТОР-I . ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. Цель курса.
Цель курса - завершение подготовки архитектора-специалиста широкого профиля, теоретически и практически всесторонне подготовленного к работе со всеми градо строительными объектами в современных условиях.
2. Задачи курса.
В задачи курса входит:
1) общее знакомство и последующее детальное изучение специфики объектов проекти рования;
2) усвоение состава предпроектных исследований в области градостроительного анали за и градорегулирующих документов во всех областях градостроительной деятельности;
3)
изучение и освоение основных принципов и методов решения социально-экономиче-
ских, функциональных, инженерных и художественно-композиционных задач во всём
разнообразии условий формирования новых городских территорий на базе территорий
иного назначения и различной степени освоения, реконструкции и развития сложившихся
городских территорий, преобразования и развития городских агломераций и других видов
систем расселения;
4)
формирование практических навыков в разработке и оформлении проектной
документации по всем видам изучаемых объектов проектирования, с использованием всех
современных технических средств получения и обработки научной, историко-градострои-
тельной и нормативной информации и изготовления проектной документации на совре
менном уровне.
3. Место курса в профессиональной подготовке архитектора- градостроителя.
Данный курс является базовым в подготовке архитектора-специалиста в области проектирования городских территорий, генеральных планов городов и районной плани ровки, прививая необходимые ему в этой сфере проектно-методические навыки и умения.
Состав и содержание выполняемых заданий. курсовых и дипломных проектов нацелено на формирование чётких представлений и достаточно детальных знаний об объектах проектирования, задачах, методах и приёмах проектирования как исторически сложившихся, так и вновь формируемых городских территорий, генеральных планов городов и районной планировки, практических навыков разработки сложных градостроительных и районно-планировочных проектов.
4. Требования к уровню освоения содержания курса.
Результатом изучения материала курса должно быть профессиональное представление о специфике объекта проектирования, владение принципами и методами решения всего многообразия градостроительных задач. Архитектор-градостроитель должен знать прин ципы и приёмы разработки планировочной композиции городских образований; планиро вочные, социальные, экономические и экологические задачи и методы формирования городской среды; основной состав предпроектных исследований в области градостро ительного анализа и градорегулирующих документов во всех областях градостроительной деятельности и уметь постоянно пополнять свои знания в этой области. Архитектору- градостроителю необходимо детальное понимание механизма действия этих документов на жизнь и формирование городского организма и городской среды.
Успешно освоившие курс архитекторы должны уметь разрабатывать архитектурно- планировочную организацию территории города на топографических подосновах в мас штабе от 1:10 000 до 1:2 000 и детальные объёмно-пространственные решения по формированию локальных городских пространств в масштабе от 1:500 до 1:200.
II . СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. Разделы курса
Курс состоит из 4 разделов, для прохождения и освоения каждого из которых отводится по 1 семестру:
Раздел 1. Планировка и застройка городской территории и городского центра (2 про екта в 9 семестре 5 курса);
Раздел 2. Реконструкция исторически сложившейся городской территории (2 проекта в 10 семестре 5 курса);
Раздел 3. Преддипломное исследование и преддипломная практика в 11 семестре 6 курса;
Раздел 4. Дипломное проектирование в рамках комплексной тематики развития системы расселения, реконструкции и развития сложившихся и вновь осваиваемых городских территорий - в 12 семестре 6 курса.
Графическое представление проектов 5 курса, как правило, ограничивается графичес кими материалами объёмом от 3 - 4 кв. м, представленными на планшетах 1x1 м или 0,7 (1,4)х1 м. Графическое представление преддипломного проекта- эскизное представление предполагаемой экспозиции будущего дипломного проекта в масштабе 1:2 и реферат; объ ём дипломного проекта - от 8 кв.м экспозиционной площади на стандартных планшетах.
В разработке учебных курсовых проектов предусматривается три основных проектных этапа или стадии:
1)
аналитическая
стадия - включает сбор необходимых данных для проектирования,
их обработку, систематизацию и анализ, с целью формирования полноценной информационно - аналитической базы проекта, а также в случае необходимости уточнение и индивиду
ализацию задания на проектирование;
2)
проектно-аналитическая
стадия - на основе проведённого градостроительного
анализа выявление планировочных ограничений, создание опорного плана
территории, и
как результат - формирование планировочной и объёмно-пространственной идеи, выраженной графическими и макетными средствами;
3)
проектная
стадия - разработка и графическое оформление структурных и территори
ально-планировочных схем развития объекта проектирования, проектных чертежей и
других материалов, отражающих разработанные в проекте функционально-планировочные
и объёмно-пространственные решения.
2. Темы и краткое содержание.
Раздел 1. Планировка и застройка городской территории и городского центра.
Тема 1. Развитие системы расселения и городских агломераций. Работа с масштабами 1:100000-1:50000.
Тема 2. Градостроительный анализ территории, выбор территории для проектирования градостроительных объектов. Переход к масштабам 1:20 000 - 1:10 000.
Тема 3. Опорный план территорий, выбранных для развития городских образований.
Тема 4. Проектирование функционально-планировочной структуры городских образований. Зонирование градостроительных объектов: общегородской центр, районные и специализированные центры, зоны высокоплотной и низкоплотной жилой застройки, производственная и коммунально-складская зоны, зоны внешнего транспорта, зоны природного комплекса, рекреационные и спортивные. Формирование систем транспортного и пешеходного движения. Переход к масштабам 1:10 000 - 1:5 000.
Тема 5. Методы, средства и приёмы графического представления функционально- планировочной структуры городских образований. Градостроительные схемы.
Тема 6. Проектирование функционально-планировочной структуры центрального района большого города или крупного городского района численностью до 100 тыс. жителей. Переход к масштабам 1:5 000 - 1:2 000.
Тема 7. Объёмно-пространственная структура центрального района.
Тема 8. Разработка детальных архитектурно-планировочных и объёмно-пространст венных решений общегородского центра. Методы формирования функциональной, транспортной и инженерной инфраструктуры в трёх измерениях. Проектирование открытых и перекрытых пешеходных пространств с разработкой «вскрытых планов», благоустройства, малых архитектурных форм в масштабах 1:500 - 1:200.
Раздел 2. Реконструкция исторически сложившейся городской территории.
Тема 1. Исторически сложившиеся городские территории, их типология, проблемы реконструкции в современных условиях градостроительного развития.
Тема 2. Градостроительный анализ исторически сложившихся городских территорий, выбор территории для проектирования. Работа с масштабами 1:5 000 - 1:2 000.
Тема 3. Историко-архитектурный опорный план.
Тема 4. Составление проектного опорного плана на основе предпроектных исследо ваний исторически сложившейся городской территории. Работа с масштабом 1:2000.
Тема 5. Особенности преобразования исторически сложившейся функционально-планировочной и объёмно-пространственной структуры. Методика реконструкции в условиях различных морфотипов застройки. Составление эскиза застройки и проектных схем. Работа с масштабом 1:2000.
Тема 6. Разработка детальных архитектурно-планировочных и объёмно-пространст венных решений фрагмента реконструируемой территории. Методы обновления и преобра зования функциональной, транспортной и инженерной инфраструктуры в условиях активной и адаптивной, в т.ч. «скрытой» реконструкции. Методы использования подземного пространства в условиях сохраняемой, реконструируемой и заменяемой застройки. Проектирование открытых и перекрытых пешеходных пространств с разработкой «вскрытых планов», благоустройства, малых архитектурных форм в масштабах 1:500 - 1:200.
Раздел 3. Преддипломное исследование и преддипломная практика.
Тематика преддипломных исследований и практики либо выбирается дипломником из состава предлагаемых ведущей проектной организацией либо формулируется индивидуально по согласованию или предложению руководителя диплома и утверждается кафедрой. В процессе преддипломного проектирования дипломант изучает следующие темы:
Тема 1. Проблемы развития системы расселения и городских агломераций в соответст вующем регионе.
Тема 2. Градостроительный анализ городской территории, генеральный план города, выбор территории для проектирования новых градостроительных объектов и реконструк ции существующих.
Тема 3. Составление проектной концепции развития и реконструкции городских терри торий по результатам предпроектных исследований.
Раздел 4. Комплексный дипломный проект развития системы расселения, районной планировки, реконструкции и развития сложившихся и вновь осваиваемых городских территорий.
Дипломный проект интегрирует навыки и знания, полученные студентом за весь период обучения в институте, и осуществляется в соответствии с ГОС «архитектор- специалист». В качестве объекта проектирования могут выступать следующие градостроительные объекты:
1)
Городской район - часть крупного или крупнейшего города с охватом
территории до 3000 га;
2)
Городской район - часть большого города с охватом территории до 2000 га и
проектными предложениями по развитию города в целом;
3)
Жилой район на территории сложившейся застройки в крупнейшем, крупном
или большом городе с проектными предложениями по развитию прилегающих
территорий с охватом площадей до 500 га;
4) Средний город и (или) его центральный район с охватом территории до 3000 га;
5)
Малый город с прилегающими территориями с охватом площадей до 500 га.
Общая тема диплома окончательно формулируется по результатам преддипломных
исследований и практики и утверждается кафедрой. В процессе дипломного проектирования дипломант изучает следующие темы:
Тема 1. Детальная проработка проектных предложений в рамках проектов районной планировки и генерального плана города. Работа с масштабами 1:20 000 - 1:5 000.
Тема 2. Составление проектных опорных планов на основе предпроектных исследова ний проектируемых городских территорий. Работа с масштабами 1:5 000 -1:2 000.
Тема 3. Проработка функционально-планировочной и объёмно-пространственной структуры центрального или крупного городского района, общегородского центра на новых или исторически сложившихся городских территориях. Работа с масштабами 1:5 000 -1:2 000.
Тема 4. Детальные архитектурно-планировочные и объёмно-пространственные реше ния фрагмента проектируемой (реконструируемой) территории. Работа с масштабами 1:500 -1:200.
3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для
Задания для самостоятельной работы формируются в рамках тем практических занятий и включают сбор исходных материалов для проектирования, подготовку рефератов, эскизных макетных и графических предложений по предложенной теме, подготовку докладов по результатам проделанной работы, включая доклады для защиты курсовых и дипломных работ я отчёт по пройденной преддипломной практике.
4.Примерная тематика рефератов и курсовых работ.
Курсовые работы (проекты) данного курса выполняются в 9 - 11 семестрах. Темы курсовых проектов 9 семестра: 1.Планировка городской территории.
2. Планировка и застройка центрального района города.
3. Фрагмент центра города.
Темы курсовых проектов 10 семестра:
1. Реконструкция исторически сложившейся городской территории.
2. Реконструкция локального участка территории.
В 11 семестре в качестве курсового проекта выполняется преддипломный проект, тема которого для каждого студента является индивидуальной в соответствии со спецификой выбранного для дипломного проектирования градостроительного объекта и с задачами преддипломной практики, и в общем может быть сформулирована как «Проектные предложения по комплексному развитию и реконструкции градостроительных объектов».
По теме каждого курсового проекта выполняется реферат с пояснительной запиской. Реферат, выполняемый по результатам преддипломной практики параллельно с преддипломным проектом, является основой дипломного реферата.
5. Примерный перечень вопросов к зачёту по всему курсу.
1.
Системы расселения, районная планировка и городские агломерации. Современные
тенденции и проблемы развития.
2.
Градостроительныйанализтерритории,критериивыборатерриториидля
градостроительных объектов. Природные и антропогенные факторы градообразования.
3.
Опорныйплантерриторий,предназначенныхдляформированияиразвития
городских образований. Система планировочных ограничений.
4. Проблемы реконструкции исторических городов. Морфотипы исторической застройки.
Историко-архитектурный опорный план и проблемы сохранения
5. историко-архитек турного наследия в условиях реконструкции.
6.
Функционально-планировочная структура городских образований. Общегородской
центр, районные и специализированные центры, зоны высокоплотной и низкоплотной
жилойзастройки,производственнаяикоммунально-складскаязоны,зонывнешнего
транспорта, зоны природного комплекса, рекреационные и спортивные.
7. Центральный район и общегородской центр большого и крупного города.
8.
Формирование систем транспортного и пешеходного движения в городе и централь
ном районе.
9. Проблемы реконструкции исторически сложившейся
функционально-планировоч ной структуры городской среды.
10.
Средства и приёмы преобразования объёмно-пространственной структуры истории-
чески сложившейся городской среды.
11. Методика реконструкции в условиях различных морфотипов застройки.
12. Методы реконструкции функциональной, транспортной и инженерной
инфраструктуры локальных городских пространств.
13. Благоустройство территории в условиях реконструкции.
14.
Типология открытых и перекрытых пешеходных пространств. Проблемы и методы
проектирования.
15.
Методыиспользованияподземногопространствавусловияхсохраняемой,
реконструируемой и заменяемой застройки.
III . РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
№№ п\п |
Наименование тем и разделов |
Всего часов |
Аудиторные занятия (час) |
Самосто ятельная работа |
|
лекции |
семинары |
||||
Планировка городской территории |
Планировка и застройка центрального района | |||||
Фрагмент центра города | |||||
Реконструкция городской территории | |||||
Реконструкция локального участка территории | |||||
Преддипломная практика, преддипломное проектирование | |||||
Дипломное проектирование | |||||
итого |
IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ.
Форма итогового контроля - комплексный зачёт с защитой выполненных курсовых проектов в конце 9 и 10 семестров перед кафедральной комиссией, выставляемый по итогам средней успеваемости студента в течение семестра и по результатам защиты курсовых проектов. В конце 11 семестра выставляется комплексный зачёт по итогам преддипломной практики и преддипломного проектирования. Государственный экзамен с защитой диплом ного проекта перед Государственной Аттестационной комиссией (ГАК) на степень архитектора-специалиста проводится в конце 12 семестра.
V . УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА. Рекомендуемая литература (основная)
Наименование |
Наличие грифа МО |
Год из дания |
Обеспечивает ли полностью соде ржание дисциплины |
|
Авдотьин Л.Н., Лежава И.Г., Смоляр И.М. |
Градостроительное проектирование |
учебник |
нет |
|
Градостроительный кодекс РФ |
2005 |
нет |
||
Кострикин Н. Д. |
Новый город как элемент расселения. Учебно-методическое пособие |
2003 |
нет |
|
Кострикин Н. Д. |
Реконструкция исторически ценных территорий города. Учебно-методическое пособие |
2001 |
нет |
|
Мошков А.В. |
Методические указания на разработку курсового проекта «Планировка городских территорий» |
1998 |
нет |
|
Чучмарёва Е.З. |
Планировка общественного центра города |
2004 |
нет |
|
Шубенков М.В., профессор, канд. арх. Гандельсман Б.В., доцент, канд. арх. Московский архитектурный институт (Государственная академия)