Дополнительное профессиональное образование государственных служащих. Как гражданским служащим получить дополнительное образование
Виды дополнительного профессионального образования. Закон о системе государственной службы закрепляет, что переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также субъектов РФ.
Согласно Закону о гражданской службе одним из прав гражданского служащего является его право на дополнительное профессиональное образование, которое включает: профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку.
Профессиональная переподготовка - это получение гражданскими служащими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.
Повышение квалификации - это обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Оно осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Стажировка - это процедура формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. Стажировка является как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации.
Нормативными правовыми актами об особенностях отдельных видов государственной службы могут предусматриваться и другие виды дополнительного профессионального образования государственных служащих.
Например, приказом МВД России от 29 июня 2009 г. № 490 утверждено Наставление по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Согласно этому документу видом профессионального образования в системе МВД России являются учебные сборы. Их цель - повышение профессиональной готовности сотрудников органов внутренних дел к выполнению оперативно-служебных задач по занимаемой или новой должности.
Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданского служащего осуществляются в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования, имеющих право на выдачу документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба РФ, а также право на включение в схему централизованного государственного финансирования. Стажировка гражданского служащего осуществляется непосредственно в государственных органах и иных организациях.
Организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих осуществляется на основе государственного заказа, который формируется с учетом программ государственных органов по профессиональному развитию гражданских служащих, основанных на их индивидуальных планах профессионального развития .
Такой план разрабатывается самим гражданским служащим совместно с непосредственным руководителем сроком на три года. В индивидуальном плане указываются :
цель, вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования, включая сведения о возможности использования дистанционных образовательных технологий и самообразования;
направления дополнительного профессионального образования;
ожидаемая результативность.
Программа государственного органа по профессиональному развитию гражданских служащих утверждается его руководителем по согласованию с соответствующим государственным органом по управлению государственной службой. В программе, рассчитанной на три года:
прогнозируется ежегодная потребность в профессиональной переподготовке, повышении квалификации и стажировке гражданских служащих по категориям и группам должностей гражданской службы, направлениям, видам, формам и продолжительности получения дополнительного профессионального образования с учетом профиля и типа образовательных учреждений;
указываются этапы реализации программы, перечень мероприятий, а также показатели, позволяющие оценивать ход и результаты ее реализации;
прогнозируется ожидаемая результативность. Федеральными государственными органами не позднее 1 марта года, предшествующего планируемому, представляются заявки на обучение гражданских служащих в федеральный государственный орган по управлению государственной службой. К заявке прилагается пояснительная записка с обоснованием основных направлений дополнительного профессионального образования.
Федеральный государственный орган по управлению государственной службой на основе таких заявок определяет структуру государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих и рассчитывает объем его финансирования.
Не позднее 1 мая года, предшествующего планируемому, в Правительство РФ вносятся согласованные с Администрацией Президента РФ предложения:
об объеме финансирования государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных гражданских служащих на соответствующий год с необходимыми обоснованиями;
о приоритетных направлениях дополнительного профессионального образования федеральных гражданских служащих исходя из перспективных целей и задач федеральных государственных органов.
Государственный заказ утверждается Правительством РФ не позднее чем в трехмесячный срок со дня вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год.
Размещение указанного государственного заказа осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», на конкурсной основе.
Федеральный государственный орган (заказчик) совместно с федеральным государственным органом по управлению государственной службой, с одной стороны, и соответствующее образовательное учреждение, с другой стороны, заключают государственный контракт на профессиональную переподготовку или повышение квалификации федеральных гражданских служащих.
Порядок переподготовки, повышения квалификации и стажировки. Порядок переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих регламентируется Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации».
Основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку являются :
назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на иную должность гражданской службы на конкурсной основе;
включение гражданского служащего в кадровый резерв для замещения должности гражданской службы на конкурсной основе;
решение аттестационной комиссии о соответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы при условии успешного освоения им образовательной программы.
Гражданский служащий может получать дополнительное профессиональное образование и за границей.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей, осуществляются с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от государственной гражданской службы и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий .
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории «помощники (советники)» или «специалисты», относящиеся к высшей группе должностей, а также должности гражданской службы категории «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» или «обеспечивающие специалисты», относящиеся к главной и ведущей группам должностей, осуществляются с отрывом или частичным отрывом от государственной гражданской службы .
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих иные должности гражданской службы , осуществляются с отрывом от государственной гражданской службы .
Стажировка гражданских служащих осуществляется с отрывом от государственной гражданской службы.
Прохождение гражданским служащим профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки подтверждается соответствующим документом государственного образца и является преимущественным основанием для включения гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе или продолжения замещения гражданским служащим должности гражданской службы.
Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 362 утверждены государственные требования к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации.
Требования к профессиональной переподготовке гражданских служащих. Профессиональная переподготовка осуществляется в целях совершенствования знаний гражданских служащих или получения ими дополнительных знаний для выполнения нового вида профессиональной деятельности, получения дополнительной квалификации.
Для профессиональной переподготовки устанавливаются следующие нормативные сроки освоения образовательных программ :
для выполнения гражданскими служащими нового вида профессиональной деятельности - более 500 аудиторных часов;
для получения гражданскими служащими дополнительной квалификации - более 1000 часов, в том числе более 75% аудиторных часов.
Гражданскому служащему в качестве разделов программы профессиональной переподготовки могут быть зачтены программы повышения квалификации (стажировки), освоение которых подтверждено документами государственного образца, полученными не позднее трех лет до начала обучения по соответствующей программе профессиональной переподготовки .
Освоение гражданскими служащими образовательных программ профессиональной переподготовки завершается обязательной государственной итоговой аттестацией, предусматривающей выпускную квалификационную (аттестационную) работу и экзамен.
По результатам проведения обязательной государственной итоговой аттестации выдаются документы государственного образца: диплом о профессиональной переподготовке, диплом о дополнительном (к высшему) образовании.
Диплом о дополнительном (к высшему) образовании дает гражданскому служащему право претендовать на замещение должностей гражданской службы, квалификационными требованиями по которым предусмотрено наличие высшего профессионального образования соответствующего профиля.
Требования к повышению квалификации гражданских служащих. Повышение квалификации осуществляется в целях :
освоения актуальных изменений в конкретных вопросах профессиональной деятельности гражданских служащих (тематические и проблемные конференции и семинары) - объемом от 18 до 72 аудиторных часов (краткосрочное повышение квалификации);
комплексного обновления знаний по ряду вопросов в установленной сфере профессиональной служебной деятельности для решения соответствующих профессиональных задач - объемом от 73 до 144 аудиторных часов.
При освоении программы повышения квалификации объемом более 72 часов гражданскому служащему в качестве ее разделов могут быть зачтены программы краткосрочного повышения квалификации, освоение которых подтверждено документами государственного образца, полученными не позднее трех лет до начала обучения по соответствующей программе повышения квалификации.
Повышение квалификации завершается обязательной государственной итоговой аттестацией, предусматривающей следующие виды аттестационных испытаний :
по краткосрочным программам повышения квалификации - экзамен в форме тестирования;
по программам повышения квалификации объемом свыше 72 часов - экзамен в форме тестирования и защита итоговой работы.
По результатам проведения обязательной государственной итоговой аттестации выдаются документы государственного образца: удостоверение о краткосрочном повышении квалификации; свидетельство о повышении квалификации.
Требования к стажировке. Программа стажировки разрабатывается образовательным учреждением совместно с государственным органом, гражданские служащие которого направляются для прохождения стажировки, и государственным органом или иной организацией, принимающими стажеров.
Продолжительность стажировки , являющейся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданских служащих, - от двух до четырех месяцев . Продолжительность стажировки, являющейся частью программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, определяется учебным планом соответствующих программ.
Освоение гражданскими служащими программы стажировки, являющейся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, завершается отчетом о стажировке и обязательной государственной итоговой аттестацией, предусматривающей выпускную квалификационную (аттестационную) работу.
По результатам проведения обязательной государственной итоговой аттестации выдается документ государственного образца - свидетельство о прохождении стажировки.
Дополнительное профессиональное образование государственных служащих иных видов государственной службы. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих иных видов государственной службы регулируются специальными нормативными правовыми актами. Так, в соответствии с Наставлением по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации повышение квалификации и профессиональную переподготовку средний, старший и высший начальствующий состав органов внутренних дел проходит в образовательных учреждениях МВДРоссии, других образовательных учреждениях, имеющих лицензии и государственную аккредитацию; младший, средний и старший начальствующий состав - в центрах профессиональной подготовки. Стажировку рядовой и начальствующий состав проходит по месту службы, в иных органах внутренних дел, федеральных органах исполнительной власти и иностранных государствах (в случае необходимости и в установленном порядке).
Целью повышения квалификации служащих МВД России является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Повышение квалификации включает следующие виды обучения :
краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по конкретным вопросам оперативно-служебной деятельности сотрудников, которое заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по правовым, оперативно-техническим, криминалистическим, психологическим и другим проблемам, возникающим на уровне департаментов, регионов, органов (подразделений, учреждений) внутренних дел;
длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении дополнительного профессионального образования для углубленного изучения актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности.
Целью профессиональной переподготовки сотрудников является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов правоохранительной и оперативно-служебной направленности, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.
Профессиональная переподготовка сотрудников проводится по учебным планам и программам, предусматривающим объем учебного времени свыше 500 часов аудиторных занятий. По результатам прохождения профессиональной переподготовки сотрудники получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере.
Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки.
Учебные сборы в центрах профессиональной подготовки проводятся, как правило, в объеме не менее 72 и не более 144 часов.
Государственные требования
к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 362)
С изменениями и дополнениями от:
I. Общие положения
1. Дополнительным профессиональным образованием государственных гражданских служащих Российской Федерации является образование на базе среднего профессионального и (или) высшего образования, получаемое в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, направленное на непрерывное профессиональное развитие государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее - гражданские служащие).
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, самостоятельно определяют их содержание и применяемые образовательные технологии с учетом потребностей государственного органа, по инициативе которого осуществляется дополнительное профессиональное образование гражданских служащих.
Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих включает их профессиональную переподготовку и повышение квалификации.
2. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих осуществляются с отрывом (обучение в пределах нормальной продолжительности служебного времени) или без отрыва (обучение вне пределов нормальной продолжительности служебного времени (вечерние группы) от государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих вне пределов нормальной продолжительности служебного времени осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации осуществляются с отрывом от гражданской службы.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих в форме стажировки осуществляются с отрывом от гражданской службы.
3. Общий объем аудиторной учебной нагрузки гражданских служащих определяется дополнительной профессиональной программой.
4. Количество гражданских служащих в учебных группах при проведении практических и семинарских занятий определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, по согласованию с государственным органом, по инициативе которого осуществляется дополнительное профессиональное образование гражданских служащих. При проведении лекционных занятий возможно объединение групп в потоки.
5. При проведении организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих объем лекционных занятий не должен превышать 30 процентов общего объема аудиторных занятий.
6. Освоение гражданскими служащими дополнительных профессиональных программ завершается итоговой аттестацией в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, самостоятельно.
Гражданским служащим, успешно освоившим дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации (удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке).
7. Положения настоящих государственных требований обязательны для всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, расположенных на территории Российской Федерации и осуществляющих обучение гражданских служащих.
8. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих проводятся по дополнительным профессиональным программам, разрабатываемым с учетом квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы.
II. Требования к профессиональной переподготовке гражданских служащих
9. Профессиональная переподготовка гражданских служащих (далее - профессиональная переподготовка) осуществляется в целях получения гражданскими служащими компетенции, необходимой им для выполнения нового вида профессиональной служебной деятельности, приобретения новой квалификации.
11. Необходимость в прохождении профессиональной переподготовки гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы категории "руководители", "помощники (советники)" или "специалисты", относящиеся к высшей и главной группам должностей, а также должности гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты", относящиеся к главной группе должностей, с присвоением им дополнительной квалификации определяется руководителем государственного органа, лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо представителем указанных руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее - представитель нанимателя).
12. Минимально допустимый срок освоения программы профессиональной переподготовки для гражданских служащих не может быть менее 500 часов.
13. При освоении программы профессиональной переподготовки гражданскому служащему в качестве ее разделов по согласованию с представителем нанимателя могут быть зачтены программы повышения квалификации, освоение которых подтверждено удостоверениями о повышении квалификации, полученными не позднее 3 лет до начала обучения по соответствующей программе профессиональной переподготовки.
16. Квалификация, указываемая в дипломе о профессиональной переподготовке, дает гражданскому служащему право претендовать на замещение должностей гражданской службы, для которых представителем нанимателя установлены квалификационные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования.
III. Требования к повышению квалификации гражданских служащих
17. Повышение квалификации гражданских служащих (далее - повышение квалификации) осуществляется в целях совершенствования и (или) получения гражданскими служащими новой компетенции, необходимой им для профессиональной служебной деятельности и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
18. Срок освоения программ повышения квалификации для гражданских служащих не может быть менее 16 часов.
19. При освоении программы повышения квалификации объемом более 72 часов гражданскому служащему в качестве ее разделов по согласованию с представителем нанимателя могут быть зачтены программы повышения квалификации, освоение которых подтверждено удостоверениями о повышении квалификации, полученными не позднее 3 лет до начала обучения по соответствующей программе повышения квалификации.
V. Особенности организации дополнительного профессионального образования гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации
26. Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации (далее - обучение за рубежом) организуется в целях приобретения ими знаний о зарубежном опыте государственного управления и овладения новыми профессиональными умениями и навыками, необходимыми для выполнения служебных обязанностей на высоком уровне.
27. Обучение за рубежом осуществляется в соответствии с международными договорами и на основе договоров, заключаемых государственным органом по управлению государственной службой или с определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам (далее - образовательная организация), с иностранными государственными органами и организациями, в том числе с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также с международными организациями (далее - зарубежные партнеры).
28. Необходимость в обучении за рубежом определяется представителем нанимателя исходя из:
а) перспективных направлений деятельности государственного органа и его структурных подразделений;
б) должностных обязанностей, выполняемых кандидатом, направляемым на обучение за рубежом.
29. Преимуществом при направлении на обучение за рубежом пользуются гражданские служащие, имеющие стаж гражданской службы более 2 лет, при этом более 1 года - в замещаемой должности.
30. Государственный орган по управлению государственной службой в установленном порядке:
а) формирует ежегодно перечень направлений обучения за рубежом;
б) формирует состав групп гражданских служащих, направляемых на обучение за рубежом;
в) согласовывает перечень зарубежных партнеров, участвующих в обучении за рубежом;
д) выдает успешно окончившим обучение за рубежом удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке.
32. Представитель нанимателя утверждает задания на обучение за рубежом с указанием перечня вопросов, подлежащих изучению в ходе обучения за рубежом, а также ожидаемых результатов обучения.
33. Представитель нанимателя представляет в государственный орган по управлению государственной службой задания на обучение за рубежом и документы на гражданских служащих, рекомендуемых для направления на обучение за рубежом. Формы заданий и указанных документов, а также сроки их представления устанавливаются федеральным государственным органом по управлению государственной службой.
34. Дополнительные профессиональные программы, подлежащие освоению за рубежом, могут предусматривать предварительное обучение гражданских служащих.
35. Продолжительность обучения за рубежом устанавливается по согласованию с зарубежными партнерами исходя из целей и содержания обучения и не может превышать продолжительности обучения, установленной для соответствующих видов дополнительного профессионального образования (включая предварительное обучение и итоговую аттестацию).
36. Гражданские служащие, осуществляющие повышение квалификации за рубежом, обучаются как индивидуально, так и в группах численностью не более 10 человек.
Профессиональная переподготовка за рубежом осуществляется индивидуально.
37. Гражданским служащим, обучающимся в составе групп, при необходимости предоставляются услуги переводчика.
Для гражданских служащих, направляемых индивидуально на обучение за рубежом, знание иностранного языка, на котором осуществляется преподавание, является обязательным условием.
Что такое профессиональный стандарт педагога? Как гражданский служащий может получить дополнительное профессиональное образование? Как проходит обучение по программам дополнительного образования?
Всем привет! На связи, Алла Просюкова, эксперт и автор публикаций онлайн-журнала «ХитёрБобёр».
Представьте ситуацию: вы профессионал своего дела с большим опытом работы, которому по плечу сложные и масштабные проекты. Однако все чаще вас не покидает ощущение, что вы не успеваете идти в ногу со временем, вам не хватает некоторых профнавыков и компетенций. Знакомое состояние?!
Далее. После школы вы поступили в финансовый институт, так хотели родители. Успешно закончив обучение, начали работать. И вроде бы все идет как надо, но давняя мечта стать воспитателем детского сада не отпускает до сих пор. Это про вас?
Если да, то диагноз ясен! Назначаем лечение - дополнительное профессиональное образование. Именно о нем и пойдет речь в сегодняшней статье.
В конце публикации бонус: полезное видео от профессионалов и способы, помогающие получить новую профессию бесплатно.
1. Что такое дополнительное профессиональное образование и для чего оно необходимо
Дополнительное профессиональное образование (ДПО) с каждым годом все более востребовано.
Оно направлено на обеспечение соответствия квалификации работника, его профессиональных потребностей современным жизненным реалиям, требованиям работодателей и запросам рынка труда. С его помощью вы не только улучшите свои профнавыки и знания, но и получите новую профессию.
Дополнительное образование обеспечивается специальными программами. Такое обучение доступно людям, имеющим высшее или средне-специальное образование. Доступно ДПО и студентам, еще только обучающимся в ВУЗе или средне-специальном образовательном учреждении.
Для ряда профессий действуют профстандарты, например, для педагогов дополнительного образования. В них прописаны основные требования к той или иной специальности.
Если сотрудник не в полной мере им соответствует, то ему необходимо пройти дополнительное профессиональное образование. Это позволит довести свою квалификацию до нужного уровня.
Основания для направления на ДПО:
- при назначении служащего на новую должность на конкурсной основе;
- включение на конкурсной основе в карьерный резерв;
- по результатам аттестации.
Во всех остальных случаях гражданские служащие обучаются по собственной инициативе и за свой счет.
2. Какие бывают виды дополнительного профессионального образования?
ДПО в РФ регулируется законом «Об образовании». В нем представлена четкая классификация такого обучения по видам.
Существует 2 вида ДПО:
- повышение квалификации;
Некоторые специалисты выделяют третий вид - стажировка. Однако вышеупомянутым законом стажировка к отдельному виду не относится, а рассматривается как практическая составляющая повышения квалификации и профпереподготовки.
Рассмотрим каждый из видов более подробно.
Вид 1. Повышение квалификации
Итак, повышение квалификации - это актуализация профессиональных навыков и компетенций специалистов, повышение их профессионального уровня.
Пример
На завод пришло новое оборудование. Наладчик станков и оборудования Борис Петров - мастер своего дела, но со станками последнего поколения этой фирмы не сталкивался ни разу. Специалистов, способных провести их пусконаладку, на предприятии нет.
Руководство решило для повышения квалификации направить Бориса на обучение в специализированный учебный центр компании-поставщика.
Повышение квалификации требуется в следующих случаях:
- необходимо «освежить» знания и навыки после длительного перерыва в работе (декрет, служба в Армии, продолжительная болезнь и пр.);
- расширение должностных обязанностей, для исполнения которых недостаточно имеющихся профессиональных компетенций;
- участились случаи травматизма на рабочем месте по вине персонала;
- сотрудник желает повысить разряд/категорию.
Вид 2. Профессиональная переподготовка
Теперь разберёмся с профпереподготовкой.
Профессиональная переподготовка - получение дополнительных профессиональных навыков, необходимых для нового вида деятельности, должности или получения другой профессии.
Рассмотрим случай из жизни.
Пример
Людмила Попова вот уже 8 лет работает медсестрой в процедурном кабинете одной из поликлиник Казани. Работа нравится, но зарплата оставляет желать лучшего.
Девушку всегда привлекала работа косметолога. Промониторив зарплату этих специалистов, Людмила пошла на вечерние курсы по переподготовке для получения новой профессии. Через 5,5 месяцев Попова имела на руках диплом, дающей ей права работать косметологом.
Сейчас Люда работает в одном из казанских салонов и никак не нарадуется не только интересной работе, но и новой зарплате. Судите сами: работая медсестрой, она получала в среднем 11 тыс. руб., теперь Людмила-косметолог получает 40-50 тыс. руб.!
Разумеется, это только наиболее распространенные причины, когда может потребоваться подобного рода. На практике их гораздо больше.
3. Как получить дополнительное профессиональное образование - 5 простых шагов
Обучение будет эффективным, если его правильно организовать.
Как это сделать, читайте в моей пошаговой инструкции.
Шаг 1. Выбираем программу образования
Все обучающие программы составляют с учетом существующих профессиональных и образовательных стандартов, а также утвержденных квалификационных требований. Осваивают их как непрерывно, так и поэтапно. Способ прописывается в договоре.
Выбирая программу, обращайте внимание на:
- её продолжительность;
- форму обучения;
- стоимость курсов;
- вид документа, получаемого по окончанию;
- график учебы;
- наличие лицензии у обучающей компании.
От этих факторов зависит качество получаемого допобразования и возможность в дальнейшем достичь цели обучения.
Шаг 2.
Есть несколько способов подачи заявки в зависимости от выбранной формы обучения и местонахождения обучающей фирмы.
Если выбрали учебный центр в городе вашего проживания, подавайте документы и оформляйте заявку непосредственно в офисе. Там же вам выдадут всю необходимую документацию.
В остальных случаях пользуйтесь формой, размещенной на сайте обучающей компании.
После получения заявки с вами свяжется менеджер, курирующий курс. Он уточнит детали и вышлет на ваш е-майл подробные инструкции и квитанцию (счет или реквизиты) для оплаты обучения.
Общий перечень документов для поступления:
- паспорт;
- документ о высшем или средне-специальном образовании;
- трудовая книжка;
- документ о смене фамилии (если таковая была);
- студенческий билет или справка из деканата (для обучающихся).
Точный перечень узнавайте в учебном центре. Все документы представляются в виде заверенных копий.
Разброс цен на дополнительное профессиональное образование весьма широк: от 3500 руб. и до нескольких сот тысяч рублей. Стоимость зависит от сроков обучения, программы, престижности обучающей компании и т.д.
Шаг 3. Проходим обучение
Порядок обучения зависит от выбранной формы. Если вы получаете дополнительное образование с отрывом от производства, то все занятия проводятся на базе обучающей организации по разработанному и утвержденному графику.
Если учитесь без отрыва от производства, то материалы располагаются в специальной образовательной среде на сайте учебного учреждения. Логин и пароль выдают каждому студенту лично.
Срок обучения зависит от его вида.
Сроки дополнительного образования:
Шаг 4. Сдаем экзамены
Обучение завершает итоговая аттестация. Она проводится в разных формах.
Формы итогового испытания:
- устный экзамен;
- письменная работа;
- тестирование.
Обучающая организация выбирает форму аттестации самостоятельно, сведения указываются в программе или договоре.
Шаг 5. Получаем диплом
При успешном прохождении итоговой аттестации обучающийся получает удостоверение, если было пройдено , или диплом при профпереподготовке.
4. Где получить дополнительное профессиональное образование - обзор ТОП-3 компаний
Вы никак не можете определиться с обучающей организацией для прохождения ДПО? Я вам помогу сделать выбор!
Ознакомьтесь с моей подборкой. В ней представлены компании с отличной репутацией, высококлассными специалистами и выгодными условиями.
«Современная научно-технологическая Академия» (СНТА) - некоммерческая организация дополнительного образования более 4 лет предоставляет услуги по повышению квалификации и переподготовке по различным направлениям.
Основные услуги Академии:
- обучение;
- сертификация;
- охрана труда;
- СОУТ.
Все программы ведутся с использованием дистанционных технологий. Для этого в образовательном учреждении создана специальная информационно-образовательная среда.
СНТА имеет всю необходимую разрешительную документацию:
- лицензию;
- сертификат соответствия;
- уведомление из реестра аккредитованных организаций;
- заключение МЧС РФ.
2) Русская Школа Управления
В 2002 в Москве была создана «Русская Школа Управления» (РШУ). Сегодня бизнес-школа входит в пятерку лидеров российских образовательных компаний. За период существования бизнес-школы создана постоянная клиентская база из более 500 различных фирм и предприятий. Некоторые клиенты РШУ: гипермаркет игрушек «Бегемот», «Эльдорадо», «Мастер Фуд», «Комус», «Nikon» и пр.
РШУ в цифрах:
- представительства в 12 российских городах;
- обучение по 35 направлениям;
- 300 преподавателей-консультантов;
- 600 семинаров и тренингов;
- ежегодно 12 тыс. выпускников.
Высокое качество услуг, передовые технологии обучения, лучшие преподаватели Москвы - отличительные особенности обучения в этой бизнес-школе.
3) ЦПП ТУСУР
«ТУСУР» - это центр профессиональной переподготовки из Томска. Дополнительное образование проводится по нескольким программам. Обучение в центре ведется по 2 формам: очной и дистанционной. По согласованию сторон возможен индивидуальный план обучения.
Наиболее популярные программы ДПО:
- антикризисное образование;
- менеджмент туризма;
- менеджмент малого и среднего бизнеса;
- сервисная деятельность;
- финансово-банковский менеджмент;
- менеджмент здравоохранения;
- управление персоналом.
В компании гибкое ценообразование, предусмотрены различные скидки проводятся акции. В таблице представлены базовые тарифы на обучение.
Стоимость обучения ЦПП ТУСУР:
5. Как освоить дополнительную профессию бесплатно - 4 действующих способа
Чтобы получить новую профессию недорого и с максимальным комфортом, а ещё лучше - бесплатно, нужно знать способы, как это сделать.
В этой статье я расскажу о некоторых из них.
Способ 1. Займитесь самообразованием
«Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования» - замечал известный русский книговед и писатель Рубакин Н.А. Это в полной мере справедливо и для дополнительного профессионального образования.
Правильно организованный процесс - гарантия результата. Рекомендую профессиональное самообразование вести несколькими способами.
Способы профессионального самообразования:
- читайте специальную литературу в сфере ваших профинтересов;
- посещайте бесплатные онлайн-уроки и вебинары, проводимые экспертами;
- не игнорируйте участие в профессиональных сообществах и ассоциациях;
- не пропускайте конференции и семинары, их очень часто проводят обучающие компании в рекламных целях совершенно бесплатно;
- перенимайте опыт коллег, предлагайте свою помощь. Так вы сможете освоить новые навыки, не затратив средств.
Помните : такой комплексный подход даст нужный результат только при высокой самодисциплине и инициативности.
Способ 2. Обучайтесь в интернете
В интернете, как в Греции, есть все! В том числе - бесплатное профессиональное обучение. Учителя и бухгалтеры, косметологи и администраторы соцсетей могут повысить свою квалификацию, не тратя при этом кровно заработанные.
Курсы на ютубе, мастер-классы, электронные библиотеки в свободном доступе - все это вам в помощь! Есть немало образовательных учреждений, обучающих бесплатно, причем некоторые из них даже выдают сертификаты.
Подборка предложений по бесплатному дистанционному обучению:
№ | Образовательное учреждение | Наименование курсов |
1 | Институт Юнеско | Информационные и коммуникационные технологии в образовании; Облачные вычисления в образовании; открытые образовательные ресурсы; Основы разработки электронных образовательных ресурсов и пр. |
2 | Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» | Web-дизайн; Информационная безопасность; ИТ-консультант; Разработка веб-приложений; Управление ит-проектами; 1С бухгалтерия 8.1 и т.д. |
3 | Центр онлайн-обучения «Фоксфорд» | Для учителей: олимпиадная и ЕГЭ подготовка; предметные курсы и т.п. |
Выбирайте подходящие! И вперед - к повышению профмастерства или получению новой профессии!
Способ 3. Пользуйтесь благотворительным обучением
Есть еще такая возможность бесплатного допобразования, как благотворительное обучение. Этот формат представляет собой семинары, конференции, курсы, проводимые крупными компаниями. Например, «Аудэкс».
Такие мероприятия имеют свободный доступ. Следите за подобными объявлениями, чтобы успеть записаться в числе первых.
Способ 4. Пользуйтесь льготами на дополнительное образование
Если они вам положены, обязательно воспользуйтесь своим правом.
В заключение хочу отметить: получить новую профессию способами, о которых я рассказала, можно не во всех случаях. Так, например, нельзя стать хирургом, а вот веб-дизайнером или копирайтером - пожалуйста.
В видеоролике найдете много дополнительной полезной информации.
6. Заключение
Подведём итог! Дополнительное профессиональное образование - это повышение квалификации и профпереподготовка. Выбирать вид обучения следует, исходя из его цели.
Если необходимо усовершенствовать профнавыки, повысить разряд, то идем повышать квалификацию. Если хотите сменить профессию, то переподготовка - подходящий вариант.
Вопрос к читателям
Как вы относитесь к дополнительному профессиональному образованию? Хотели бы вы получить ещё одну специальность?
Учитесь, развивайтесь, не останавливайтесь на достигнутом! Желаю успехов! Оставляйте отзывы на статью! Комментируйте и делитесь с друзьями в соцсетях!
Нормы ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» обязывают всех сотрудников государственных учреждений поддерживать на должном уровне квалификацию, необходимую для исполнения должностных обязанностей. Без определенных профессиональных навыков такие сотрудники не могут двигаться по карьерной лестнице, а значит, им необходимо дополнительное образование. Приказ Минобрнауки РФ от 01.07.2013 № 499 регулирует этот порядок. Кроме того, дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется представителем нанимателя по нормам Положения, утвержденным Указом Президента РФ от 28.12.2006 № 1474. То есть направить на обучение может учреждение или ведомство, где служит человек. Рассмотрим подробнее, как это происходит.
Права и обязанности на обучение
Работодатель обязан направлять своих сотрудников на допобучение в определенных законом случаях. В частности, если:
- сотрудник назначен на другую, более высокую, должность по итогам конкурсного отбора (карьерный рост);
- сотрудник включен по итогам конкурса в кадровый резерв;
- сотрудник прошел аттестацию с итогом, требующим повышения квалификации;
- сотрудник назначен на другую должность в связи с сокращением занимаемой им ранее должности или упразднением государственного органа в целом.
При этом другие чиновники также могут обучаться на дополнительной основе по своему желанию. Установлено, что любой служащий государственных органов должен пройти допобучение не реже, чем раз в 3 года.
В силу п.12 Порядка, утвержденного приказом № 499, объем освоения дополнительной профессиональной программы составляет:
- в случае повышения квалификации — не менее 16 часов;
- в случае профессиональной переподготовки — не менее 250 часов.
Форма обучения может быть любой, разрешенной законодательством (очной, заочной, дистанционной). Прохождение занятий может осуществляться с отрывом или без отрыва учащегося от исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы.
Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется в течение всего периода его службы. Представитель нанимателя (ведомство, в котором работает чиновник) должен самостоятельно определять план необходимых мероприятий, а также финансировать их за счет средств соответствующих бюджетов. Обучающимся лицам работодатели должны создавать необходимые условия для совмещения учебы и работы.
Порядок направления на учебу
Руководство ведомства выбирает государственных гражданских служащих и направляет их на учебу. В распоряжении о направлении на учебу должен быть указан режим чиновника на этот период, поскольку гражданский служащий может получить дополнительное профессиональное образование разными способами:
- с полным отрывом от работы (стажировка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации в России и за ее пределами);
- с частичным отрывом от трудовой деятельности (до 3-х рабочих дней в неделю);
- без отрыва от государственной службы (вечерние группы).
Однако в последнее время частичный отрыв от службы не применяется, и учебу совмещают с выполнением служебных обязанностей в обычном графике либо получают учебный отпуск. Выбор формы обучения зависит от расположения учебного центра (организации) и объема информации, которую должен получить слушатель. Этот объем строго регламентирован в п. 3 Требований № 362 и составляет:
- до 12 часов в неделю при дополнительном обучении без отрыва от службы;
- до 41 часа в неделе в аудитории (54 часов в целом) при учебе с отрывом от работы.
Следует учитывать, что в госучреждениях такие мероприятия планируются заранее и на разных вертикалях. Переподготовка чиновников является государственным заказом. Поэтому отбор учебных заведений, а значит, и образовательных программ осуществляется учреждениями по нормам Федерального закона от 05.04.2013 № 44. Кроме того, должен быть разработан и утвержден план мероприятий по повышению квалификации гражданского служащего. Этот документ в целом по региону утверждается на уровне местных властей. Далее составляются ведомственные планы. Затем каждое учреждение и орган разрабатывает и утверждает индивидуальные планы по всем сотрудникам. В этом доменте приводится информация о чиновнике, а также все сведения о повышении квалификации и переподготовке. Примерно это выглядит так:
Образец приказа об утверждении плана и образец (на примере Комитета ЗАГС)
Последствия непрохождения обучения
Если гражданский служащий может получить дополнительное профессиональное образование, но откажется от этой возможности или его руководство ее проигнорирует, он рискует не только не получить следующие по рангу категорию и должность, но и утратить работу совсем. Например, руководство обязано направить на профессиональную переподготовку служащих, замещающих должности на категории:
- помощники (советники);
- специалисты;
- обеспечивающие специалисты.
Только в этом случае возможно их назначение в порядке должностного роста на более высокую должность категории «руководители». В этом случае по результатам профессиональной переподготовки чиновникам может быть присвоена дополнительная квалификация. Если же переподготовки не произойдет, они не будут соответствовать установленным требованиям для более высокой категории.
Итоги дополнительного образования
После завершения образовательных программ профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки проводится обязательная государственная итоговая аттестация. В ее состав входят:
- выпускная квалификационная (аттестационная) работа;
- экзамен.
В случае успешного прохождения испытаний государственный служащий получает:
- диплом о профессиональной переподготовке (программа объемом более 500 аудиторных часов);
- диплом о дополнительном (к высшему) образовании (программа объемом более 1000 часов).