Эффективное управление ресурсами школы. Обеспечение эффективности управления школой: управление человеческими ресурсами

Kamenshchikova L., Gorlanova E. The financial policy of educational institutions in modern conditions

При рассмотрении рыночной модели функционирования экономики, экономика образования представляет собой совокупность отношений, складывающихся между участниками образовательного процесса и экономическими партнерами школы по поводу формирования и использования ограниченных ресурсов в процессе производства и реализации образовательных услуг.

Вопросы управления финансовыми ресурсами, представляющими собой денежные средства, формируемые учреждениями и организациями, в результате экономической деятельности приобретают особое значение в условиях развития рыночных отношений и расширения хозяйственной самостоятельности школ. В этом случае финансы образования представляют собой самостоятельную систему денежных отношений между участниками образовательного процесса и экономическими партнерами школы по поводу образования и использования бюджетных и внебюджетных средств, необходимых школе для выполнения возложенных на неё функций. Эти отношения должны быть нацелены на достижение лучших результатов с наименьшими затратами. В целях повышения эффективности любой деятельности образовательного учреждения, необходимо соотносить избранные цели развития школы с её финансовыми возможностями.

Эффективное функционирование школы, конечно, зависит от наличия ресурсов для обеспечения образовательного процесса, но не менее важным является эффективность их использования.

Порядок использования ресурсов напрямую связан с финансово-хозяйственным механизмом управления школой, со степенью ее хозяйственной самостоятельности, с компетентностью руководителей в области принятия управленческих решений. Способы использования ресурсов и выбор эффективного варианта для решения поставленных перед школой задач и является областью экономических знаний.

Такой подход к управлению способствует развитию экономической инициативы образовательных учреждений при принятии ими управленческих решений и расширяет круг субъектов, заинтересованных в повышении качества образовательных услуг. Таким образом, управление финансово-экономической деятельностью школы является важнейшей составляющей общего управления как процесса сознательного воздействия директора на внутреннюю среду (работники школы, учащиеся и другие), на внешнюю среду (родители, социальные и экономические партнеры и другие), направленного на реализацию предназначения школы.

Для успешной реализации миссии школы руководитель образовательного учреждения должен понимать процессы, происходящие в дальней внешней среде функционирования школы. Именно они способны оказывать непосредственное влияние на формирование новых экономических отношений на уровне школы:
- перераспределение ответственности за финансирование школы между уровнями государственного, регионального и муниципального управления; уменьшаются риски снижения финансирования школы;
- «расширение» экономической самостоятельности школы, в перспективе -- расширение разнообразия организационно-правовых форм для школы; возрастание рисков роста неопределенности и нестабильности деятельности школы;
- отсутствие государственного закрепления основных параметров развития общего образования (продолжительность обучения, образовательные стандарты, государственные формы контроля результатов -- ЕГЭ, подушевое финансирование, нормативы деятельности, в том числе порядок формирования системы оплаты труда -- находятся в стадии экспериментальной разработки); возрастание рисков роста неустойчивости деятельности школы из-за изменяющихся управленческих воздействий со стороны государства;
- усиление государственного контроля финансовых потоков на уровне школы (казначейская система исполнения бюджета); возрастание рисков снижения мобильности в управлении ресурсами.

Большое значение имеет понимание руководителем изменений в ближней внешней среде образовательного учреждения, ее сильных и слабых сторон:
- рост мотивированности родителей в получении качественного образования детьми; рост давления на школу со стороны родителей; нарастание рисков роста дифференциации школ по качеству образования в условиях смешанного финансирования;
- рост конкуренции в городе и сохранение монополии школ в сельской местности; рост рисков снижения эффективности и доступности качественного образования;
- рост заинтересованности общественных организаций и бизнеса в развитии школы как субъекта, влияющего на формирование толерантного социального поведения будущих членов общества (снижение агрессивности, преступности, наркомании, алкоголизма, беспризорности и другого среди молодёжи).

Таким образом, современное состояние экономических отношений, складывающихся вокруг школы, можно рассматривать как переходное, требующее от директора наращивания компетенций в двух взаимосвязанных направлениям деятельности: 1) в экономике, 2) в финансах. Формирование профессиональной компетентности в этой области осуществляется более эффективно, если образовательное учреждение встраивается в систему новых экономических отношений на основе выбора и закрепления:
- организационно-правовой формы образовательного учреждения;
- структурно-содержательной модели, определяющей универсальность или профильность образовательной деятельности;
- стратегических партнеров во внешней среде;
- организационно-правовых аспектов финансовой деятельности школы;
- методов и модели финансирования школы;
- процедур и правил взаимодействия школы с финансовыми институтами (финансирование, учёт, контроль, налогообложение);
- технологий и методик финансового планирования и анализа.

В новых условиях хозяйствования организационно-экономические функции директора школы корректируются, видоизменяются, развиваются. Они направлены на решение множества вопросов, которые охватывают разные аспекты финансово-экономических отношений, складывающихся по поводу привлечения и использования ресурсов, в том числе финансовых: финансово-экономическое прогнозирование, финансово-экономическое планирование, финансово-экономическое регулирование, координация действий различных субъектов управления финансами, стимулирование, финансовый контроль.

В реализации названных управленческих функций повышается степень самостоятельности образовательных учреждений при формировании и исполнении смет доходов и расходов.
В основе формирования финансово-хозяйственного механизма функционирования школы лежит выбор модели ее финансирования.

Сложности в формировании модели финансового обеспечения различных видов учреждений общего образования

Формирование и исполнение бюджета любого государства осуществляется в соответствии с бюджетной политикой. Идеи, цели, задачи последней, методы и формы её практической реализации проявляются через параметры расходов бюджета и построение межбюджетных отношений.

Регулирующая функция бюджета проявляется в том, что бюджет является универсальным механизмом участия государства в финансировании расходов, оплата которых индивидуально каждым пользователем с позиций совокупных интересов общества невозможна или нерациональна.

Направления расходования средств бюджета определяют его функциональную структуру и отражаются в статьях бюджетной классификации. Применяемая в российском законодательстве функциональная структура бюджета позволяет иллюстрировать перечень всех функций государства, которые обусловлены решением внутренних и внешних проблем развития страны (финансирование социальных отраслей, науки, национальной обороны, обслуживание государственного долга и тому подобное). Это дает возможность в систематизированном виде отражать приоритетность направлений расходования бюджетных средств и оценивать действенность процесса государственного регулирования на всех уровнях бюджетной системы. Таким образом, бюджет как инструмент управления позволяет государству регулировать объемы и направления расходования бюджетных средств, ориентируясь на текущее состояние той или иной проблемы, а удельный вес государственных расходов и источников их покрытия свидетельствует о действительной её приоритетности. В плоскости бюджетной политики лежит также регулирование темпов и пропорций распределения бюджетных средств между отраслями экономики и социальной сферы, включая образование, как в государственном масштабе, так и в отдельно взятом регионе.

Приоритетной задачей государства в сфере образования является обеспечение равной доступности образования для всех граждан страны. Это обусловливает появление бюджетных обязательств по его финансированию в части государственных социальных гарантий, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

Важную роль при финансовом обеспечении школ играет законодательное разграничение расходных обязательств между уровнями бюджетной системы. Степень участия бюджета того или иного уровня в финансировании образовательных услуг зависит от целого ряда факторов: от государственного устройства и общей системы государственного управления, законодательного распределения ответственности за виды расходов, сложившихся традиций и так далее.

Одной из причин имеющегося перекоса в финансировании образования является постоянное запаздывание в развитии хозяйственно-финансовой самостоятельности образовательных учреждений по отношению к развитию рыночной среды для производства и продвижения образовательных услуг.

Разнообразие потребностей субъектов, заинтересованных в развитии образования на всех его уровнях, требует разработки новых хозяйственных механизмов управления школой, обеспечивающих ей гибкое реагирование на изменение структуры этих интересов и позволяющих создать условия для эффективного их удовлетворения.

Школа становится ядром в системе меняющихся экономических отношений, что обусловливает объективную необходимость проведения изменений самой школы. Из агента, в абсолюте представляющего интересы государства, школа становится самостоятельным рыночным субъектом, эффективность функционирования которого зависит от степени соответствия предлагаемых школой образовательных услуг сложившемуся спросу.

В этих условиях государство становится таким же потребителем, предъявляющим спрос на образовательные услуги, как и семья, общественные организации, бизнес-структуры. При данной схеме рыночных отношений становится эффективной система многоканального привлечения финансовых средств или модель смешанного финансирования школы.

Изменение роли и места школы в системе экономических отношений наряду с другими предполагает решение следующих проблем:
- расширение хозяйственной самостоятельности школы;
- введение новых организационно-правовых форм функционирования образовательного учреждения;
- реорганизацию системы управления школой;
- развитие общего менеджмента, направленное на формирование условий устойчивого функционирования школы в меняющихся условиях внешней среды.

Сохранение государственных гарантий прав граждан на образование должно быть подтверждено гарантированным финансовым обеспечением потребностей образовательных учреждений в объемах, соответствующих требованиям развития постиндустриального общества, основу которого составляют интеллектуальные инновации.

Каменщикова Л. А. кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой управления образовательными учреждениями, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Горланова Е. В. кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образовательными учреждениями, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Актуальные ресурсы развития школы

Под ресурсами развития школы подразумевается совокупность факторов, которые могут влиять на развитие учебного заведения.

Все ресурсы, доступные школе, можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние ресурсы, в свою очередь, подразделяются на финансовые, информационные, юридические (правовые), человеческие и т. д. Для развития школы, как гуманитарной организации, наиболее важными для развития являются человеческие ресурсы, точнее их эффективное использование, а также работа по повышению внутренней эффективности: разработка стратегий, сценариев развития.

Но рассматривать ресурсы развития школы мы начнем с управленческих ресурсов, так как именно от них зависит принятие решений на уровне школы, выбор стратегии развития. В постоянно изменяющемся, нестабильном мире, системы управления становятся все сложнее, так как необходимо реагировать на непривычные события и все меньшую предсказуемость будущего. Поэтому и структура управления школой идет по пути усложнения. А сложная структура не всегда эффективна. Создание эффективной системы управления является ресурсом развития школы.

Для повышения эффективности управления необходимо проведение децентрализации управления школой, перераспределение полномочий внутри нее. Децентрализация предполагает дополнительную нагрузку на представителей администрации, но в обязательном порядке должна предоставлять им дополнительные полномочия. В условиях децентрализованной власти очень эффективно используется такой ресурс, как стремление человека к власти .


Следующим ресурсом, способствующим развитию школы, является организационная культура школы . От качества которой, в свою очередь, зависят такие особенности функционирования школы, как направленность информационных потоков , соответствие управленческих решений и схем состоянию организации , также являющиеся ресурсами развития.

Подробнее остановимся на таком ресурсе, как представление руководителя о состоянии организации . Для оценки ресурсов развития школы очень важным является анализ представлений руководителя о собственной организации, уровне ее развития, идеале подчиненного, мотивах его деятельности, предпочитаемой им организационной культуре, представлениях о наиболее адекватных стилях профессионального поведения, власти, формальной и неформальной структуре и пр. Если директор – новичок, то ресурсами развития становится оптимизация вышеперечисленных составляющих. Если директор работает уже много лет и все факторы оптимизированы, то ресурсом развития в такой ситуации является изменение преставления директора об уровне школы .

Микроклимат в школьном сообществе также можно рассматривать как ресурс развития школы. Атмосфера эмпатии способствует яркому проявлению талантов и способностей учеников и учителей. Именно в коллективах , обладающих высокой степенью эмпатии, легче переживаются явления современной непредсказуемой, нестабильной жизни.

Рассматривая ресурсы развития учреждения, необходимо уделить внимание внедрению в учреждении новаций . Инновационными могут быть и дополнительные образовательные программы , нововведения в административно-хозяйственной, финансовой, методической, содержательной и других сферах жизни организации. Главное, что у работников выработаны конструктивные способы решения субъективно новых профессиональных задач.

Рассмотрим некоторые из человеческих ресурсов организации . Их качество определяется квалификацией педагогов, сформированностью их профессиональной компетентности, уровнем согласованности их профессиональных ценностей и действий, их видение м будущего своей организации, мотивацией, отношением к возникающим проблемам и способам их решения и т. д.

Оценка квалификации педагогов является отработанным механизмом и включает в себя систему повышения квалификации и систему аттестации педагогических кадров с присвоением разрядов и категорий. Эта система традиционна и при современном состоянии дел не всегда эффективна: содержание курсов повышения квалификации меняется не часто и редко соответствует требованиям текущего момента. Зачастую учитель не повышает свой разряд, опасаясь бумажной волокиты, а подтверждает имеющийся.

Поэтому в данном контексте уместнее говорить о таком ресурсе, как развитие кадрового потенциала , которое может включать в себя повышение квалификации централизованно, а может на внутришкольном уровне. Главное, чтоб у педагога происходило постоянное приращение его опыта.

Работа администрации школы по развитию кадрового потенциала определяет вектор развития организации. Развитие кадрового потенциала происходит через переосмысление накопленного опыта, через рефлексивную деятельность учителя, зачастую ему не свойственную. Значит, все, что способствует обобщению опыта педагога, рефлексии деятельности, способствует развитию кадрового потенциала. К таким мероприятиям я бы отнесла проведение открытых уроков, внутришкольных мастер-классов учителей, когда роль учеников играют коллеги, написание учителями статей с обобщением опыта, участие в различных конкурсах как профессиональных, так и конкурсах проектных или творческих работ учеников.


Отдельно хочется сказать, развитие кадрового потенциала происходит в тех случаях, если данные мероприятия проводятся не «для галочки», не формально, если педагоги осознают их важность для роста собственного потенциала.

Педагогическую компетентность учителя , которая может являться ресурсом развития школы, можно определить как его способность к эффективной реализации в образовательной практике системы социально одобряемых ценностных установок и достижению наилучших педагогических результатов за счет профессионально-личностного саморазвития.

Ценностное отношение педагога к учащемуся, воспитаннику как к «значимому Другому», от которого зависит собственное развитие педагога; принятие различных подходов, концепций, взглядов, мнений и смыслов как личностно значимых; ответственность за ненасильственный характер разрабатываемых и осуществляемых вариантов педагогической деятельности; поиск конструктивных путей разрешения педагогических проблем и конфликтов - обязательные компоненты системы ценностных установок педагога. Компетентность как единство теоретической и практической готовности педагога к выполнению профессиональных функций характеризует не только деятельность, но и самого педагога как ее субъекта в его самостоятельном, ответственном, инициативном взаимодействии с миром. Благодаря этому свойству компетентность интегрирует профессиональные и личностные качества педагога, направляет их на овладение знаниями и целенаправленное применение в прогнозировании, планировании и реализации деятельности, активизирует педагога в развитии собственных способностей, в стремлении к самореализации в социально полезной деятельности, обеспечивает его профессиональное становление.

В основе авторитарности профессиональной деятельности педагога почти всегда в качестве основной причины обнаруживается его низкая профессиональная компетентность.

Уровень мотивации учителя также является ресурсом развития школы. При высоком уровне мотивации учитель заинтересован в повышении результативности своей работы, ищет нетрадиционные способы проведения уроков, занимается самообразованием. В таком коллективе задачами администрации школы становятся поиски средств поддержания высокой мотивации учителя, средств поощрения для мотивированных учителей. В коллективе с низкой мотивацией учителя задачей администрации становится поиск средств мотивации сотрудников.

Уровень согласованности профессиональных ценностей и действий является мощным ресурсом развития организации. Если коллектив выступает единым фронтом, не делясь на «замов» и учителей, цели такого учреждения будут достигнуты гораздо быстрее школы, в которой такого единодушия нет.

Переход на рыночные условия ведения экономики привел к сильному социальному расслоению общества. У каждой из социальных групп своё видение будущего, свои цели. Школа, как социальный институт также подвержена расслоению, которое происходит внутри школы, между школами района, округа, города. Нельзя сбрасывать со счетов и многонациональный характер современной школы. Поэтому согласование ценностей и действий как никогда актуальна на современном этапе развития общества.

Очень хорошо, когда и учителя, и администрация школы ставят перед собой одинаковые цели и стремятся их достичь одинаковыми путями. С другой стороны, альтернативный взгляд на возможное развитие организации дает огромные возможности для роста, так как привносит нечто новое, неожиданное, и, возможно, ранее не рассматриваемое как ресурс.


Кроме деления ресурсов развития школы на внешние и внутренние, классификации по содержанию ресурсов, существует уровневая модель ресурсов .

К первому уровню относят ресурсы личности, ее индивидуальный потенциал . На первом уроне рассматриваются такие ресурсы, как профессионализм учителя и руководителя, их информационная и методическая обеспеченность. Техники развития индивидуального потенциала подчиненных широко известны. К ним относится методическая работа в школе, повышение квалификации во внешних специализированных организациях. На этом уровне основной проблемой руководителя является поиск новых форм повышения квалификации внутри организации, а также поиски внешних референтных организаций, которым можно доверить повышение квалификации своих сотрудников. Сам руководитель, к сожалению, повышать свою профессиональную компетенцию может только путем проб и ошибок, через собственную рефлексивную деятельность.

Второй уровень уровень малых групп и команд. Ресурсы данного уровня еще не описаны и мало используются, но потенциал у таких групп велик. В малых творческих группах, увлеченных одной идеей, в группах единомышленников, где общение неформализовано, зачастую, формируются и находят воплощение яркие, нестандартные идеи, которые становятся настоящим «двигателем» развития учебного заведения.

Третий уровень человеческий ресурс организации в целом . Его влияние на состояние дел ограничено формированием видения будущего организации и миссии школы каждым представителем.

В современном российском обществе школы функционируют в разных условиях. Поэтому у каждой школы набор ресурсов свой, неповторимый. Мы описали только те ресурсы, которые могут способствовать развитию большинства школ. Но не обязательно названный нами ресурс является таковым для всех школ. Одинакового рецепта для всех школ быть не может. Множественные возможные решения управленческих задач, порождаемые разнообразием ситуаций, не оставляют места для единого универсального подхода к «управлению вообще».

Как выглядит управленческая команда передовой школы, какие функции она выполняет? Ответ не прописан в нормативных документах, но определяет успех учебного процесса. Образцовый вариант представила Елена Чернобай, директор центра изучения учительских практик Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Новое поколение, новые правила

Мы наблюдаем эволюцию ученика. Современные дети мотивированны изнутри, они стремятся к независимым суждениям, проявляют настойчивость, заинтересованы во взаимодействии с одноклассниками и обладают другими яркими качествами. Работать с такими ребятами и интереснее, и сложнее.

В нынешних условиях жизни и обучения меняются требования к управленческому составу школы. Руководители должны и контролировать качество образования, и управлять этим качеством. Разберемся, как можно распределить профессиональные роли в команде в соответствии с новыми целями, прописанными в ФГОС и Федеральном законе «Об образовании».

Состав управленческой команды

Руководитель образовательной организации. Стратег и организатор, который обеспечивает получение образовательных результатов на основе рационального и эффективного управления ресурсами. Несет полную ответственность за все внутришкольные процессы.

Первый заместитель руководителя (по управлению ресурсами). Фигура по весу и статусу фактически равная директору школы.

Обязанности:

  1. Управление финансово-экономическими ресурсами, развитие материально-технической базы.
  2. Руководство и организация деятельности контрактной службы.
  3. Обеспечение работы органов государственно-общественного управления, которые влияют на работу школы.

Заместитель руководителя по реализации образовательных программ. Специалист аналогичный традиционному завучу, но отвечающий за конечный образовательный результат всего школьного курса, а не только начальной, средней или старшей школы.

Обязанности:

  1. Планирование повышения квалификации педагогов.
  2. Организация работы учителей по реализации образовательных программ.
  3. Организация деятельности межпредметных методических объединений (взамен распределения учителей по предметным группам).
  4. Определение/изменение структуры управления образовательным процессом в школе.

Заместитель руководителя по контролю качества образовательных результатов. Новый вид специалиста: не только контролирует, но и мониторит ситуацию в школе, способствует формированию взаимотребовательности у педагогов.

Обязанности:

  1. Организация внутренней системы оценки качества образования.
  2. Изучение удовлетворенности родителей качеством образования.
  3. Курирование участия школы во внешних процедурах оценки качества образования.
  4. Внесение предложений по аттестации учителей, а также по подбору и расстановке педагогических кадров.

Совет: реализуя контрольные мероприятия, не следует отвлекать педагогов от основного образовательного процесса.

Заместитель руководителя по воспитанию и социализации учеников. Специалист, отвечающий за дополнительное образование детей. Его помощниками часто становятся классные руководители, старшие воспитатели, социальные педагоги, омбудсмены, родители. Работа может проводиться на ознакомительном, базовом и углубленном уровнях, с учетом возраста детей и категории учебной организации. В идеале, по итогам работы не менее 80% учеников средней и старшей сколы должны участвовать в общегородских мероприятиях, и не менее 50% учащихся – становиться победителями и призерами таких мероприятий.

Шестым звеном оптимальной управленческой команды является главный бухгалтер .

Читайте также:

Работа с кадрами

Чтобы сформировать эффективное штатное расписание, руководству школы нужно выполнить следующие действия:

  • Сократить численность административно-управленческого персонала.
  • Увеличить долю результативных высокооплачиваемых педагогов.
  • Оптимизировать дублирующие должности с помощью аудита.
  • Эффективно распределить функционал.
  • При возможности перейти на аутсорсинг клининговых, бухгалтерских и прачечных услуг.

Формируя команду необходимо помнить о таких задачах как обеспечение безопасности, организация качественного питания, соблюдение санитарных условий, предоставление медицинского обслуживания. При всем, главной задачей команды, конечно, остается педагогическая.

Принципы работы современного коллектива педагогов:

  • Понимание, принятие и разделение всем коллективом целей и задач работы.
  • Моральная и материальная отдача от результатов труда.
  • Правильная расстановка кадров.
  • Грамотное стимулирование работников.
  • Ответственность руководителя и коллектива в целом за порученное дело.

Шаги к результату

Руководство направляет педагогов к достижению планируемого образовательного результата, а он приоритетный в новых стандартах. Рассмотрим несколько универсальных приемов, которые можно обсудить с коллегами и использовать, составляя новые учебные программы.

Постановка задач. Образовательные результаты можно формулировать в опрерациональном виде от лица ребенка, начиная от простейших и закачивая сложнейшими. Возьмем, например, предмет «История». Результаты буду звучать следующим образом:

  • Минимальный: «Я могу объяснить летоисчисление, назвать важные черты нашего столетия, сравнить современность с ближайшим прошлым».
  • Средний: «Я различаю эпохи человеческого развития, могу объяснить предпосылки для возникновения определенной культуры».
  • Высокий: «Я могу описать различия и сходства между историческими периодами разной протяженности, даже если они не следуют друг за другом, могу проводить и документировать историческое исследование».

Подготовка к уроку. Планировать учебное занятие, ориентируясь на ФГОС, можно по следующей схеме:

  1. Определение и анализ планируемых образовательных результатов. Формулировка цели и задач занятия.
  2. Отбор видов учебной деятельности. Конструирование учебных ситуаций.
  3. Отбор средств обучения.

Выбор заданий. Многие специалисты рекомендуют подбирать задания в соответствии с таксономией Блума. Она представлена в форме восхождения по следующим этапам: Знание -> Понимание -> Применение -> Анализ -> Синтез -> Оценка.

При этом помним, что любая воспитательная система может помочь в формировании только тех качеств, которыми обладает сама.

http://vestnikpedagoga.ru/servisy/razmestit_publikaciyu/publ?nomer_scheta=24523

сертификат о публикации вышлют в течение понедельника, 28 ноября

УДК 378

Плужников О.В., директор МАОУ средней общеобразовательной школы с углублённым изучением отдельных учебных предметов №124 г.Челябинска, действительный муниципальный советник 1-го класса, кандидат исторических наук, доцент

Павлова Л.Н., доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, кандидат педагогических наук, доцент,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Обеспечение эффективности управления школой:

управление человеческими ресурсами

Актуальность нашей статьи обусловлена необходимостью профессионального управления образовательной организацией.

Нами определены следующие задачи.

Во-первых, рассмотреть понятие «эффективность управления школой».

Во-вторых, назвать инструментарий, позволяющий дать оценку эффективности управления.

В-третьих, дать характеристику эффективности управления школой в рамках реализации Программы развития.

Программа развития МАОУ СОШ № 124, направленность которой выражалась в обеспечении качественного и конкурентоспособного на рынке образовательных услуг образования в рамках эффективно работающего образовательного учреждения, реализовывалась на протяжении пяти лет.

Определение качества реализации задачи Программы развития - это обеспечение эффективности управления школой. Указанная задача программы развития учреждения по содержанию определялась как «укрепление и развитие кадрового потенциала школы» и «удовлетворенность всех участников образовательного процесса уровнем и качеством образовательных услуг».

Тенденциями, определяющие новые задачи развития организации стала тогда изменение типа образовательного учреждении, (переход в статус автономного общеобразовательного учреждения) и выполнение федеральных государственных требований к образовательной программе дошкольного образования, реализация ФГОС начального общего и основного общего образовании.

Программой развития образовательной организации определены были следующие позиции как ключевые принципы и механизмы реализации. Это комплексность, интеграция, привлечение внешних ресурсов; опора на интересы и инициативу обучающихся; опора на лучшую педагогическую практику в условиях реализации новых требований к результатам процессу и условиям обучения и воспитания; практикоориентированная инновационная деятельность; опора на активность семей; поддержка педагогов-лидеров и помощь «отстающим».

Ресурсом развития учреждения стали: формирование условий для развития потенциальных возможностей для воспитанников дошкольного отделения и обучающихся; развитие профессиональной компетентности учителей, обеспечивающей их успешность и в жизни и деятельности; удовлетворение потребностей родителей (законных представителей) в образовании их детей на территории района, в форме очного бучения.

Определение цели управления позволяет предположить результат управленческой деятельности в заданном режиме как необходимость поддержания функционирования образовательного учреждения и / или как необходимость развития образовательного процесса. .

Образовательная система учреждения может работать одновременно в двух режимах: функционирования и развития. Следовательно, объекты управления будут разные. Данный аспект отмечается в работах
С.А. Днепрова, Г.Н. Серикова, П.И. Третьякова и др. .

В режиме функционирования объектом управления является процесс и обеспечивающие его программно-методические, кадровые, материально-технические, нормативно-правовые условия.

В режиме развития объектом управления являются собственно изменения в содержании, организации и технологиях процесса с целью наращивания образовательного потенциала, повышения его эффективного управления .

В настоящее время термин «эффективность управления» в области менеджмента качества определяется как особый ресурс эффективности и трактуется как « время, затраченное на достижение основной цели» . Понятие «эффективность» так же предполагает связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами .

В теории менеджмента эффективность управления определена как специфическая категория, «отражающая уровень и динамику развития управления, качественную и количественную сторону этого процесса» .

Таким образом, эффективность управления школой – это управление образовательной организацией, которое характеризуется количественными и качественными изменениями образовательной деятельности, отражает способность (возможность) управляющего использовать ресурсы учреждения для достижения результатов, определенной целью управления.

Программа развития школой является ресурсом управления и инструментом обеспечения достижения успеха организации с помощью всех субъектов образовательного процесса.

Эффективность управления определена фактом реализации данной Программы. Для оценки эффективности управления школой необходимо разработать и использовать в качестве инструментария эффективности управления школой мониторинг деятельности в процессе реализации Программы развития.

Данный мониторинг включает в себя оценку процессов, проектов, программ – всего того, что заложено в Программу развития учреждения. Мониторинг оценки качества реализации Программы определяется посредством плановым психолого-педагогическим и административно-методическим сопровождением. Например, может быть дана оценка условий для развития потенциальных возможностей для воспитанников дошкольного отделения и обучающихся, оценка развития профессиональной компетентности учителей, оценка удовлетворения потребностей родителей и пр.

Выводы:

    Программное обеспечение управленческой деятельности определяет эффективность управления школой.

    Оценка эффективности управления школой формируется посредством мониторинга реализации Программы развития школы.

    Эффективность управления школой в рамках реализации Программы развития характеризуется количественными и качественными показателями, которые определяются на основе содержания документа.

Список литературы

    ГОСТ Р ИСО 9000 2008: Системы менеджмента качества.

    Днепров, С.А. Педагогика в терминах и понятиях: пособие-справочник для самообразования / С.А. Днепров, В.М. Кадневский. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. – 191 с.

    Павлова Л.Н. Педагогическое управление: теория и практика /
    Л.Н. Павлова. – Челябинск: Издательство Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. – 207 с.

    Сериков, Г.Н. Элементы теории системного управления образованием. Основные понятия и задачи: Ч.2. / Г.Н. Сериков. – Челябинск, Абрис, 1995. – 236 с.

    Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации.

    Третьяков, П.И. Управление образовательным учреждением / П.И. Третьяков, С.Н. Митин, Н.Н. Бояринцев. – М.: Владос, 2003. – 238 с.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...