Реестра типовых экономически эффективных проектов. Шесть проектов, внесенных департаментом, включены в реестр экономически эффективной проектной документации

С 1 сентября изменится порядок проектирования объектов капитального строительства с использованием строительной документации повторного применения. Согласно поправкам, в на смену понятию "типовая проектная документация" придет институт многократного использования проектной документации повторного применения. Кроме того, предусматривается создание единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации (далее – реестр заключений экспертизы).

По задумке авторов закона, повторное применение проектной документации застройщиком при проектировании объекта строительства, не потребует проведения повторной государственной экспертизы тех ее разделов, в которые изменения не вносились. Однако этот порядок будет касаться исключительно проектов, сведения об экспертном заключении по которой содержатся в реестре заключений экспертизы. А для компаний, строящих по государственному заказу, использование строительной документации повторного применения станет обязательным, но только в том случае, если информация о ней содержится в реестре заключений экспертизы, а сам проект соответствует требованиям экономической эффективности. В противном случае, как подчеркивают в Минстрое России, строительство не будет профинансировано из средств бюджета ( , Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 368-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации", далее – Закон № 368-ФЗ).

Специалисты Минстроя России отмечают, что принятые изменения будут способствовать сокращению длительности инвестиционного цикла, оптимизируют расходы бюджетов на проектирование и строительство объектов. При этом практика использования проектной документации повторного применения позволит уменьшить сроки проектирования на 40%, добавляют эксперты министерства.

Разберемся в сути этих нововведений.

Как изменится порядок использования строительной документации повторного применения?

Согласно действующей редакции типовой проектной документацией называется любая проектная документация объектов капитального строительства, получившая положительное заключение экспертизы. При этом установлено, что в случае использования такой документации при возведении аналогичных объектов, повторная экспертиза проектной документации не проводится (). В то же время, несмотря на сохранение в новой редакции общего принципа применения типовых документов в строительстве, сфера применения проектной документации повторного применения будет несколько уточнена и сужена – повторно использовать проекты без проведения экспертизы застройщики смогут только в случае строительства аналогичных по назначению и проектной мощности объектов (). Другими словами, пристроить дополнительный подъезд к возводимому в рамках типового проекта зданию без проведения комплексной экспертизы проекта уже не получится и проектная документация, в которую внесены изменения, подлежит экспертизе в установленном порядке.

О том, в каких случаях отсутствие утвержденной в установленном порядке сметы не является безусловным основанием для признания договора строительного подряда незаключенным, узнайте из "Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!

Вносить некоторые изменения в документацию повторного применения, как и сейчас, будет не запрещено, если в результате этого не будут затрагиваться конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства. Например, такие изменения могут потребоваться для "привязки" проектной документации к конкретному земельному участку.

Сэкономить на государственных и муниципальных проектах

Особым объектом государственного регулирования в сфере типового строительства станут государственные и муниципальные застройщики. Для них будет действовать отдельный порядок использования проектной документации повторного применения. Так, помимо обязательного использования типовой документации, отвечающей при этом требованиям экономической эффективности, некоммерческим застройщикам вменяется в обязанность обеспечивать экономическую эффективность при подготовке проектной документации в отсутствии типовой. При этом критерии такой эффективности еще только предстоит сформулировать Правительству РФ.

Отметим, что отойти от этого правила застройщики, участвующие в реализации государственных или муниципальных проектов, смогут лишь в случае проектирования особо опасных, технически сложных и иных объектов капитального строительства, определенных президентом или правительством. Также без оглядки на экономическую эффективность им можно будет разрабатывать проекты реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений, а также при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия ().

В пресс-службе Минстроя России порталу ГАРАНТ.РУ рассказали о подготовке проекта приказа, где определены критерии оценки экономической эффективности проектной документации. Сейчас документ проходит процедуру согласования. В частности, в качестве критериев будут рассматриваться такие показатели, как оптимальность технико-экономических характеристик, стоимость строительных работ и эксплуатации и т. д.

Кроме того, сэкономить государственным застройщикам помогут и новые правила ГК РФ и Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ " " (далее – Закон № 44-ФЗ). Согласно изменениям, эти субъекты получат право использовать разработанную проектную документацию объекта капстроительства многократно и без согласия автора проекта. Однако возможным это станет только в том случае, если проект строительства был разработан в рамках государственного или муниципального заказа ( , Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 314-ФЗ "О внесении изменений в статью 1294 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный законконтрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").

Информационное обеспечение типового строительства

В новый реестр заключений экспертизы будут включены сведения и документы о:

  • представленной для проведения экспертизы документации;
  • заключениях экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
  • проектной документации повторного использования (в том числе об экономически эффективной) ( Закона № 368-ФЗ).

Отметим, что точный перечень информации, которая попадет в реестр, пока не сформирован. Между тем полномочия по утверждению правил его формирования и ведения переданы правительству. Сам реестр, по данным пресс-службы Минстроя России, будет размещен на официальном сайте ФАУ "Главгосэкспертиза России". А вести его поручено Минрегиону России.

В пресс службе министерства также добавили, что на смену ныне действующему реестру типовой проектной документации придет реестр экономически эффективной проектной документацией повторного использования. Правда, правовой статус этого информационного ресурса пока не определен.

Следует отметить, что в реестр типовой проектной документации, за ведение которого в настоящее время отвечает Минстрой России, на сегодняшний день включены сведения о проектной документации в отношении 388 объектов капстроительства, в том числе 108 детсадов, 118 школ, 53 спортивных и оздоровительных сооружения, 20 объектов культуры, 23 жилых здания и т. д.

Прогнозы и оценки: официальные и профессиональные

Как отмечают эксперты Минстроя России, экономический эффект от расширения практики применения типовой проектной документации для каждого проекта будет индивидуальным. При этом в министерстве подчеркивают, что экономия за счет тех средств, которые были бы затрачены на оплату разработки и создание нового проекта с нулевого цикла несомненно будет ощутима. Так, при использовании проектной документации повторного применения финансироваться будет лишь разработка проектной документации на фундамент, внешние инженерные сети, благоустройство, а также составление сметной стоимости строительства и проведения экспертизы.

Между тем сами строители в целом положительно относятся к нововведениям, однако отмечают, что имеющейся нормативной базы для внесения полной ясности в этом вопросе пока не вполне недостаточно. "Использование типовых проектов значительно упрощает процесс проектирования и дальнейшего строительства однотипных объектов капитального строительства. Очень хорошо, что в будет введено определение документации повторного применения и перечислены основные условия ее использования. Тем не менее за этим понятием стоит нечто большее, нежели тот текст, который предложили нам авторы закона", – полагает директор по науке Группы компаний "Городской центр экспертиз" Алексей Исаков . "Не следует забывать о том, что для того, чтобы типовой проект, пусть он ранее и прошел все предписанные экспертизы, стал легитимным, застройщику каждый раз необходимо будет выполнить ряд дополнительных мероприятий. Так, ему в любом случае придется предварительно осуществить "привязку" типового проекта к местности, провести инженерные изыскания, спроектировать фундамент с учетом особенностей конкретной площадки. По результатам этой работы также требуются получение экспертного заключения", – продолжает эксперт. Кроме того, Алексей Исаков напоминает, что состав проектной документации подразумевает наличие так называемых спецразделов, содержимое которых также требует экспертной оценки. К примеру, это относится к вопросам обеспечения экологической и пожарной безопасности, а также присоединения возводимого объекта к внешним инженерным сетям. А в случае модификации типовой проектной документации – ведь без этого практически невозможно обойтись, нужно еще и получить у автора типового проекта согласование. "Опыт показывает, что наверно застройщикам придется перерабатывать эти разделы каждый раз", – подчеркивает эксперт.

Начальник Департамента проектирования ООО "Мортон – РСО" Татьяна Зверева , в свою очередь, отмечает ряд проблем, которые возникают при использовании типовых проектов в строительстве социальных объектов. "В микрорайонах, где мы работаем, повторно применить типовую документацию при строительстве детских садов и школ практически невозможно. Главным образом это связано с особыми требованиями к таким объектам. К примеру, проекты каждый раз приходится приводить в соответствие с условиями размещения территории школы или детского сада на местности, с условиями инсоляции и т. д. Кроме того, постоянно меняется нормативная документация, в том числе касающаяся требований к доступности объектов маломобильным группам населения и т. д. Все это затрудняет использование типовых проектов", – заключает эксперт.

Таким образом, пока остается только надеяться, что активно реализовывать типовые проекты и экономить при этом на дополнительной строительной экспертизе будут не только государственные и муниципальные заказчики, но и коммерческие застройщики. А, значит, экономию ощутят не только федеральный и региональные бюджеты, но и кошельки простых граждан и предпринимателей.

ГрК РФ Статья 48.2. Экономически эффективная проектная документация повторного использования

1. По решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, проектная документация может быть признана экономически эффективной проектной документацией повторного использования при одновременном соблюдении следующих условий:

1) соответствие проектной документации установленным Правительством Российской Федерации критериям экономической эффективности проектной документации, подтвержденное положительным заключением государственной экспертизы проектной документации;

2) возможность использования проектной документации при подготовке проектной документации для строительства объекта капитального строительства, аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство (далее в целях настоящей статьи - аналогичный объект);

3) наличие у Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования исключительного права на проектную документацию.

(см. текст в предыдущей редакции)

«Шесть проектов внесены Департаментом градостроительной политики города Москвы. Они оптимальны для возведения в условиях затесненной городской застройки и уже имеют строительные адреса в столице. Объекты полностью соответствуют критериям экономической эффективности и рекомендованы к тиражированию по всей стране», - отметил руководитель Департамента градостроительной политики Сергей Лёвкин .

В числе этой проектной документации - четыре проекта зданий детских садов и два проекта школьных зданий . Объемно-планировочные решения всех объектов приняты на основании положений действующих СНиП, СанПиН и СП с учетом нужд маломобильных граждан.

Мэр Москвы Сергей Собянин : «Успешно зарекомендовавшие себя технические и технологические решения позволяют эффективно расходовать бюджетные средства при многократном использовании проектов из реестра».

Проект ДОО на шесть групп, рассчитанных на 150 малышей, имеет привязку в районе Академический, на ул. Большая Черемушкинская, вл. 36-38. Объект площадью 2500 кв. м, имеет площадь застройки 971 кв. м, заказчиком выступил ООО «ПремиумСтрой». Колористическое и объемно-планировочное решение подчеркивает его назначение. Изрезанные кубиками фасады напоминают о детской игре, создают камерность строения. В отделке фасадов использовано сочетание штукатурки и облицовки керамогранитом со вставками из металла.

Детский сад на 200 мест, размещенных в восьми групповых ячейках, имеет общую площадь 2 760 кв.м, и площадь застройки 1 195 кв.м. Он получил строительный адрес в районе Северный, Дмитровское ш., вл. 165, корп. 5, заказчиком стал КП «УГС» . Здание трехэтажное, неправильной формы, что обусловлено конфигурацией участка, а также нормативными требованиями по обеспечению инсоляции. В наружной отделке используется вентилируемый фасад с использованием фиброцементных панелей, в облицовке цокольной части - керамогранит. Зона озеленения объекта предусматривает травяное покрытие, а также высадку цветников, кустарников и деревьев без использования плодоносящих, ядовитых и колючих культур.

Еще два проекта детских садов по заказу КП «УГС» разработаны ОАО «Моспроект-3» . ДОО на 14 групп, рассчитанный на 350 малышей, размещается на соседнем с предыдущим объектом участке на Дмитровском шоссе, вл. 167, корп. 14. Общая площадь объекта составляет 5024 кв. м, площадь застройки - 1992 кв. м.

На Челобитьевском шоссе, вл. 4 получил «прописку» детский сад на девять групп - 225 детей, В нем могут совместно воспитываться дети, имеющие ограничения по здоровью, и дети, не имеющие таких ограничений. Прямоугольный объем здания состоит из трех трехэтажных блок-секций групповых ячеек, объединенных двух-трехэтажным административно-хозяйственным блоком. В наружной отделке используется система вентилируемых фасадов. Общая площадь здания 3341 кв. м, площадь застройки - 1208 кв. м.

Проектировщиком ЗАО «Терра-Аури» создано два проекта школьных зданий. Четырехэтажное здание школы на 825 мест общей площадью 15 726 кв. м разместится в микрорайоне Загорье района Бирюлево Восточное.

Школа на 550 учеников разместится по адресу Хорошевское шоссе, д. 21 на месте сноса аварийного здания школы № 643. Общая площадь нового здания составляет 9 425 кв.м, площадь застройки - 2985 кв. м. Проект учитывает увеличение вместимости школы, что позволит решить проблему нехватки мест и улучшить условия обучения детей. Архитектурно-планировочные решения проекта предусматривают возможность обучения детей с ограниченными физическими возможностями по программе инклюзивного образования. Конфигурация здания переменной этажности (3-4 этажа) и его расположение на участке создают уютный двор, защищенный от шума окружающих магистралей. Оформление наружных стен вентилируемыми конструкциями и клинкерной плиткой сочетает строгость отделки основных плоскостей фасадов с яркими вставками и различными световыми проемами, которые создают неповторимый облик здания.

Использование экономически эффективной проектной документации повторного использования при строительстве объектов за счет бюджета закреплено законодательно. Для признания проектной документации экономически эффективной повторного использования она должна соответствовать утвержденным Правительством России критериям, а именно должна содержать: наличие положительного заключения Мосгосэкспертизы ; полную информацию об объекте, в том числе графическую часть; подтверждение соответствия показателям энергетической эффективности не ниже класса «С»; документ, подтверждающий передачу исключительного права собственности на проектную документацию повторного использования городу. При этом сметная стоимость строительства объекта капстроительства не должна превышать предполагаемую (предельную) стоимость строительства, определенную с применением утвержденных Минстроем России укрупненных нормативов цены строительства. После получения полной информации по объекту она выносится на рассмотрение нормативно-технического совета при Минстрое.

Нормативно-технический совет при Минстрое России по вопросам признания проектной документации экономически эффективной одобрил включение в реестр 34 социально-значимых объектов. Всего в реестр экономически эффективной проектной документации повторного использования за последние четыре месяца включено 189 объектов.

В реестр экономически эффективной проектной документации повторного использования включено 60 новых объектов капитального строительства. Всего в реестре в настоящее время 249 проектов. Об этом сообщил замглавы Минстроя России Хамит Мавлияров.

Как отметил замминистра, включенные в реестр проекты отвечают критериям экономической эффективности и рекомендованы для тиражирования по всей стране.

«С целью повышения эффективности расходования бюджетных средств при строительстве любых школ, детских садов или, например, спорткомлексов органы власти обязаны использовать экономически эффективную проектную документацию повторного применения из реестра. Такое требование распространяется на все бюджетные стройки», - подчеркнул Хамит Мавлияров.

Он добавил, что за последние два месяца отмечена высокая активность ряда регионов в части предоставления заявок для включения проектов в реестр. Только в апреле от субъектов поступило порядка 120 комплектов документов. Из них замминистра особо отметил высокое качество подготовки проектной документации правительством Республики Крым. Представленные проекты полностью соответствуют всем необходимым законодательным требованиям.

При этом Хамит Мавлияров обратил внимание на неудовлетворительную работу ряда регионов в части подготовки и проведения экспертизы проектной документации для признания ее экономически эффективной для повторного использования. Субъектами направлено в Минстрой порядка 40 комплектов документов, сформированных в нарушение требований действующего законодательства. В частности, была направлена проектная документация, в отношении которой положительное заключение государственной экспертизы было получено в 2014 году и ранее. Соответственно, такая документация не учитывает современные строительные нормы и правила. Кроме того, в заключении экспертизы ряда проектов отсутствует информация о том, что сметная стоимость не превышает предполагаемую (предельную) стоимость строительства.

В этой связи, Минстроем подготовлено обращение в правительство Российской Федерации с просьбой учитывать ненадлежащую подготовку проектной документации объектов образования, здравоохранения и дошкольных образовательных учреждений при выделении средств из федерального бюджета на их строительство.

Для признания проектной документации экономически эффективной повторного использования, она должна соответствовать утвержденным правительством России критериям: сметная стоимость строительства объекта капстроительства не должна превышать предполагаемую (предельную) стоимость строительства, определенную с применением утвержденных Минстроем России укрупненных норматив цены строительства (НЦС). В случае отсутствия НЦС – сметную стоимость объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется строительство объекта. А также объект должен иметь класс энергетической эффективности не ниже класса «C».

По состоянию на 27 апреля в реестр экономически эффективной проектной документации повторного использования включены 42 детских дошкольных учреждения, 134 общеобразовательных учреждения, 7 объектов социального обслуживания, 14 объектов здравоохранения, 19 спортивных объектов, 8 объектов коммунального обслуживания, 22 жилых дома, 2 административных здания, 1 линейный объект.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...