Нормирование труда руководителей, специалистов и служащих. Нормирование труда управленческого персонала - Экономика и управление: мир необъятного Методы нормирования труда управленческого персонала

Нормирование труда служащих -- одно из важнейших условий совершенствования организации труда и управления производственными объединениями и предприятиями. К служащим в настоящее время относятся руководители, специалисты и технические исполнители.

Количественные показатели управленческой деятельности персонала промышленного предприятия характеризуются нормированием труда. Если нормирование труда в производственной сфере изучается и совершенствуется достаточно продолжительный период времени, то нормирование управленческой деятельности начало разрабатываться достаточно недавно. К числу нерешенных проблем в данной области относится отсутствие комплексной системы методов и показателей нормирования правленческих работ. Известны разработки только по отдельным категориям специалистов и служащих (инженеры и технические исполнители). Однако, научные разработки показали, что доля творческого труда в этой работе значительно преувеличена.

Нормирование труда управленческого персонала основано на использовании следующих основных видов норм :

· нормы времени (выработки);

· нормы обслуживания;

· нормы управляемости;

· нормативы численности.

Методы нормирования труда служащих, как и методы нормирования труда рабочих, подразделяются на две группы: аналитически-расчетные и аналитически-исследовательские.

Аналитически-расчетные методы основываются на предварительной разработке нормативных материалов. В настоящее время они получили наибольшее распространение, так как менее трудоемки и позволяют проводить сопоставление напряженности труда различных коллективов и отдельных исполнителей.

Аналитически-исследовательские методы основаны на непосредственном изучении затрат времени в анализируемом подразделении. С их помощью в любом подразделении могут быть установлены затраты труда, учитывающие специфические особенности работы анализируемого исполнителя или коллектива. Однако, поскольку эти методы основываются на изучении затрат времени, они, как правило, ориентируют на существующий темп работы в анализируемом подразделении.

Аналитически-расчетные методы нормирования труда могут дифференцироваться в зависимости от вида нормативных материалов. При этом нормативные материалы делятся на семь видов :

* нормативы времени -- регламентированные затраты времени на выполнение единицы нормируемого вида работы или ее элемента в определенных организационно-технических условиях. В отличие от норм нормативы определяются на какой-либо вид работы, а не на конкретную работу. Кроме того, нормативы могут быть рассчитаны на несколько вариантов одного и того же вида работы, а нормы устанавливаются на строго определенные условия;

* нормативы численности -- регламентированная численность работников, необходимая для качественного выполнения той или иной функции в определенных организационно-технических условиях.

В качестве примера можно привести любую формулу степенной или линейной зависимости, предназначенную для расчета нормативов численности по той или иной функции. Для определения нормативной численности достаточно наличия численных значений факторов. Однако на практике для еще большего упрощения использования нормативов, как правило, разрабатываются нормативные таблицы;

* нормативы централизации работ -- регламентированное отношение численности работников заводоуправления предприятия (объединения) к общей численности служащих по функциям управления или в целом по предприятию (объединению);

* нормативы числа подчиненных (используются вместо терминов «норма» или «норматив управляемости») или обслуживаемых работников;

* регламентированная численность управляемых или обслуживаемых работников (подразделений), которыми в определенных организационно-технических условиях должен управлять (обслуживать) один работник.

В качестве примера можно привести нормативы числа рабочих, подчиненных мастеру механообрабатывающего участка;

* нормативы соотношений численности различных категорий служащих -- регламентированная величина соотношения численности различных категорий служащих, обеспечивающая наилучшее использование нормируемых работников в соответствии с уровнем их квалификации в определенных организационно-технических условиях. Нормативы соотношений численности выражаются либо относительной величиной соотношений, либо в процентах. Они могут разрабатываться для различных категорий служащих (соотношения между инженерами и техниками, между руководителями и специалистами и т.д.). В последнее время получила широкое распространение практика установления нормированных заданий отдельным категориям служащих, в частности конструкторам и технологам;

* нормированные задания -- это установленные на основе нормативов времени объемы работ, которые должны выполнять исполнители (коллективы исполнителей) за определенный календарный отрезок времени с соблюдением установленных требований к качеству результатов труда. Нормированные задания могут устанавливаться специалистам и техническим исполнителям, в труде которых преобладают периодически повторяющиеся работы.

В условиях коллективной формы организации труда целесообразно установление коллективного нормированного задания (например, конструкторской бригаде, занятой конструированием сложной части изделия).

Аналитически-расчетные методы нормирования труда дифференцируются и в соответствии с видами применяемых нормативных материалов.

Нормирование труда по нормативам и нормам времени применяется, как правило, на простых, стабильных, повторяющихся работах (машинистки, учетчики и т.д.), а также для нормирования многих конструкторских, технологических и проектных работ. Для последних используются укрупненные нормативы времени.

Нормирование труда служащих с помощью нормативов времени имеет много общего с нормированием труда рабочих. Здесь, так же как у рабочих, рассчитываются нормы времени на отдельные повторяющиеся операции (работы), затем определяется трудоемкость всех работ как сумма произведений трудоемкости выполнения отдельных работ на их количество, а после этого -- численность служащих.

Для расчета численности служащих применяется следующая формула :

где Ч с -- среднесписочная численность служащих, чел.;

Т -- суммарная трудоемкость всех закрепленных за анализируемым подразделением работ, нормо-часы;

Ф п -- полезный фонд времени одного работника, ч;

К вн -- планируемый процент выполнения норм;

К 3 -- оптимальный коэффициент загрузки работой служащих.

В условиях равномерной загрузки и напряженности нормативов, обеспечивающих 100%-й средний уровень их выполнения, оба коэффициента К вн и К з равны единице, а численность определяется простым делением трудоемкости на полезный фонд времени одного работника.

Во всех других случаях К вн должен рассчитываться с учетом значения этого коэффициента за прошлый период и планируемого повышения производительности труда в результате проведения различных мероприятий и освоения работниками трудовых процессов.

Наиболее сложным вопросом расчета численности в условиях неравномерной загрузки является определение оптимального коэффициента занятости. В настоящее время этот коэффициент может быть строго рассчитан для некоторых категорий служащих. В остальных случаях он определяется с помощью экспертных оценок специалистов и данных об удельном весе потерь времени из-за неравномерности поступления заданий на выполнение работ в предшествующие периоды.

Нормирование труда служащих с использованием нормативов численности, децентрализации работ, числа подчиненных, обслуживания и соотношений численности применяется для определения необходимой численности служащих в целом по предприятию, по функциям управления и должностям, а также для установления соотношений между различными категориями служащих. Этот метод используется при наличии соответствующих нормативных материалов, разработанных в отраслевом или межотраслевом разрезе.

В настоящее время находит применение нормирование труда служащих по нормативам численности, основанное на изучении влияния различных факторов на объем и трудоемкость работ по функциям управления. Методика расчета нормативов численности основана на косвенном измерении затрат труда путем установления зависимости численности служащих от соответствующих факторов с последующей корректировкой уровня напряженности нормативов.

На основании данных о фактической численности служащих по функциям управления и численных значениях факторов по группе базовых предприятий путем применения методов математической статистики для данной группы предприятий строятся нормативные формулы по каждой функции управления в виде степенных или линейных уравнений регрессии. Эти формулы имеют следующий вид :

где а 0 - постоянный коэффициент уравнения регрессии;

Х 1 , Х 2 ,...,Х п -- значения факторов;

а 1 , а 2 ,...,а п -- коэффициенты регрессии.

Разработка нормативов численности служащих состоит из следующих этапов:

* установление перечня функций управления служащих для предприятий отрасли, определение их содержания, состава структурных подразделений и должностей по каждой функции;

* выбор базовых предприятий для расчета численности служащих;

* логический выбор факторов, влияющих на объем и трудоемкость работ по функциям управления;

* сбор данных о численности служащих и числовых значениях факторов;

* корреляционный анализ зависимостей между числовыми значениями факторов и численностью служащих по функциям;

* выбор наилучшего варианта нормативных формул, определение поправочных коэффициентов и корректировка формул;

* доработка и утверждение нормативов.

Нормативы численности служащих могут разрабатываться не только по каждой функции управления предприятием, по группам функций, но и по отдельным видам работ (учетные, графические, вычислительные и др.), а также по должностям служащих (конструкторы, технологи, нормировщики, бухгалтеры). Нормативы численности, как правило, определяются по нормативным таблицам, а данные таблиц рассчитываются на основе формул.

Нормативы централизации, числа подчиненных, обслуживания и соотношений численности применяются в случае, когда требуется распределить численность между подразделениями различного уровня подчиненности и рассчитать соотношения между отдельными категориями работников (руководителями и исполнителями, инженерами и техниками и т.п.). Такие нормативы рассчитываются по формулам. Однако нормативные соотношения и число подчиненных могут быть заданы также в виде средних величин или в виде неравенства. Так, норма числа подчиненных для старшего мастера может быть равна трем (или менее трех).

Нормирование управленческого труда является частью регламентирования, которое предполагает разработку не только количественных (при нормировании), но и качественных параметров управленческих процессов. К методам регламентирования управленческого труда относят:

1. Опытный метод основан на изучение решений аналогичных задач в других производственно-хозяйственных системах, внесение предложений на основе анализа фактически сложившейся ситуации и ориентацию на коллективный опыт работников;

2. Экспертный метод основан на заключении экспертов, использующих соответствующую методологию получения обобщенного результата;

3. Нормативный метод основан на использовании нормативов, к их числу относят:

· нормы управляемости (соотношение между количеством руководителей и подчиненных им работников);

· предельные величины численности работников для формирования самостоятельных отделов, бюро и т.п.;

· соотношение между численностью рабочих и количеством управленческого персонала.

4. Параметрический метод основан на установлении взаимосвязанных параметров, характеризующих управляемый объект и управляющую систему. При этом, как правило, устанавливаются параметрические зависимости, оказывающие влияние трех-четырех факторов на работу управляющей системы.

5. Методы математического моделирования, в частности, имитационное моделирование. В этих методах используются модели, характеризующие динамику отдельных показателей объекта управления, взаимоувязанных в виде моделей. Некоторые модели могут иметь оптимизационное значение, то есть определять достижение оптимальных результатов под влиянием внешних воздействий или сдвигов в соотношении различных элементов самого объекта управления.

Нормирование труда с использованием исследовательских методов применяется для работ, отличающихся спецификой организационно-технических условий их выполнения в различных подразделениях, а также в условиях, когда отсутствуют нормативы или достигнутый уровень организации труда выше, чем предусмотрено нормативами. Основа исследовательских методов -- изучение и анализ всех выполняемых работ на базе фотохронометражных наблюдений непосредственно в анализируемых подразделениях. Последующая обработка данных о затратах рабочего времени обычно производится путем построения фактического и рационального балансов затрат рабочего времени .

Проводя анализ результатов наблюдений, используют также и современные математические методы: линейное программирование для распределения работ между отдельными сотрудниками; теорию массового обслуживания; моделирование процесса обслуживания для учета неравномерного поступления работ.

Нормирование труда служащих с использованием исследовательских методов может применяться для корректировки нормативных значений в случаях, когда организационно-технические условия выполнения работ иные, чем предусмотрено в нормативах. Преимущество этих методов перед другими заключается в том, что они не требуют готовых норм и нормативов. Проведение наблюдений непосредственно на рабочих местах нормируемой группы служащих дает возможность учесть все специфические условия выполнения работы.

Для анализа затрат рабочего времени и нормирования труда служащих практически применимы любые методики совершенствования организации труда, при этом одной из главных задач является правильный их выбор, который зависит в первую очередь от специфики труда анализируемой категории служащих. Например, при анализе труда работников, связанных с большим объемом документооборота, целесообразно применять графические методы анализа.

Проблемы нормирования труда в последние годы объективно выдвинулись на первый план и являются одним из важных элементов системы управления персоналом организации. Связано это, прежде всего, с необходимостью повышения эффективности использования трудового потенциала работников, оптимизации их численного и профессионального состава и своевременной корректировкой требований к персоналу, исходя из условий рынка.

Проблемы нормирования труда

В настоящее время нормируется труд служащих, занятых в промышленности, транспорте, строительстве и других сферах материального производства.

Труд этих служащих значительно отличается от труда государственных служащих, характеризующегося высокой степенью умственных затрат при решении задач государственного управления.

Специфика труда государственных служащих состоит в том, что они:

  • выполняют труд, который выражается в обосновании целей и направлений общественного развития;
  • непосредственно материальных ценностей не создают, но обеспечивают условия их производства;
  • обеспечивают рациональность и эффективность общественных отношений, явлений и процессов;
  • обладают особым предметом труда - информацией.

Все это говорит о том, что затраты их труда невозможно установить традиционными методами нормирования труда.

В динамично изменяющихся условиях развития экономики для любого учреждения необходима корректировка организационных структур управления. Основными количественными характеристиками организационной структуры управления являются показатели численности руководителей и специалистов.

Методы нормирования труда

Применяемые сегодня подходы к организации и нормированию труда в государственных административных структурах, тем более ориентированных на удовлетворение социальных потребностей населения, не позволяют в должной мере раскрыть и использовать человеческий потенциал.

Нормирование труда управленческого персонала государственных служащих представляет собой особую сложность. Основным объектом нормирования труда по управлению является выполняемая управленческая функция - определенный состав работ, базирующихся на информации. По характеру труда, сложности и ответственности выполняемых функций управленческий персонал делится на три категории:

  • руководители;
  • специалисты;
  • технические исполнители или другие служащие.

Их трудовые функции и содержание труда различаются, прежде всего, по таким показателям, как сложность выполняемых работ, уровень квалификации работников, удельный вес творческого труда, степень повторяемости отдельных элементов работы, неравномерность загрузки в течение рабочего дня. Все это требует применения различных методов нормирования труда и расчета численности для разных категорий государственных служащих.

Специфика труда государственных служащих обусловила необходимость поиска новых путей к решению задач нормирования их труда.

Значительный диапазон методов нормирования, применяемых на практике, не позволяет объективно оценить труд государственных служащих. Однако при одновременном использовании существующих методов нормирования труда возможно достичь необходимых результатов при разработке нормативов численности. Как базовый предлагается использовать опытно-статистический метод с последующими дополнениями его всеми разновидностями аналитического метода.

Все чаще аналитические методы нормирования, предусматривающие применение прогрессивных нормативов или изучение затрат рабочего времени, стали подменяться опытно-статистическими, в результате чего качество норм снизилось. Но это не означает, что опытно-статистический метод направлен на снижение качества нормативов. Он необходим на первоначальном этапе разработки нормативов, так как далеко не всегда представляется возможным изучить затраты рабочего времени, тем более у государственных служащих.

В основе опытно-статистического метода лежат данные о выполнении аналогичных работ (функций), данные статистических отчетов о выработке или затратах времени за предшествующий период, материалы наблюдений за использованием рабочего времени, результаты экспертных оценок, а также опыт руководителя, специалиста и др. Метод не обеспечивает достаточной обоснованности устанавливаемых норм затрат труда, но позволяет осуществлять усредненную оценку существующего состояния. На этом основана возможность сочетания данного метода с аналитическим методом путем проведения выборочных исследований затрат труда или использования нормативов на отдельные репрезентативные работы (операции, функции) с целью корректировки расчетов суммарных норм трудоемкости работы или численности работников, выполняющих ту или иную функцию.

Аналитический метод позволяет устанавливать более обоснованные нормы затрат труда, внедрение которых призвано способствовать повышению производительности труда и, в целом, эффективности деятельности. В зависимости от способа определения величины нормы трудовых затрат этот метод подразделяется на: аналитически-исследовательский и аналитически-расчетный.

При выборе целесообразного метода нормирования труда в каждом конкретном случае необходимо учитывать следующее.

Нормирование труда служащих, осуществляющих функции государственного управления, позволяет решать разные задачи управления, поэтому метод нормирования определяется требованиями конкретной задачи управления.

Трудовые процессы (исполняемые функции), осуществляемые государственными служащими, регламентированы в разной степени. Соответственно и при нормировании труда требуется разграничить работы по степени их регламентации.

Для нормирования труда служащих, осуществляющих функции государственного управления, наибольший эффект достигается при одновременном применении дифференцированного и укрупненного нормирования.

В процессе проведения исследований в области нормирования труда государственных служащих выяснилось, что уровень необходимых затрат труда этих категорий работников обусловлен столь большим числом факторов, что единый, универсальный метод нормирования существовать не может. Задачи нормирования труда служащих, осуществляющих функции государственного управления, должны решаться поэтапно, путем установления системы одновременно действующих норм затрат труда.

Нормативные материалы для нормирования труда

Выбор вида нормативных материалов для нормирования труда служащих, осуществляющих функции государственного управления, предопределил ряд факторов:

  • организационно-техническое построение процесса формирования, принятия и исполнения государственных решений;
  • особенности управленческого труда и специфика деятельности учреждений (органов, фондов и пр.), исполняющих законодательство Российской Федерации под контролем государства.

Нормативные материалы по труду служащих, осуществляющих функции управления, должны быть четырех видов:

  1. нормативы численности работников в целом и по функциям управления;
  2. нормативы обслуживания (нагрузка на одного работника) и управляемости (для руководителей);
  3. нормативы соотношений, устанавливающие оптимальные соотношения между численностью основных категорий управленческого персонала, а также соотношения между отдельными должностными группами внутри этих категорий;
  4. нормативы трудоемкости по отдельным этапам и видам работ.

Нормирование затрат управленческого труда заключается в установлении нормативной численности работников для выполнения определенных работ. Объем работы при этом непосредственно не измеряется, а характеризуется косвенными показателями. При использовании нормативов численности число работников в целом и по функциям управления определяется непосредственно по нормативным формулам, в которых отражено влияние различных факторов на трудоемкость управления или обслуживания.

В государственных и приравненных к ним структурах нормирование с помощью нормативов обслуживания целесообразно распространить только на работы, не стабильные по объему, где могут быть выделены периодически повторяющиеся элементы, продолжительность выполнения которых может быть регламентирована. Нормирование труда по нормативам обслуживания нередко называют нагрузкой на одного работника по обслуживанию: других работников, предприятий и организаций, участков, оборудования и т.д.

Для определения количества руководителей различных уровней, осуществляющих как общее, так и функциональное руководство, применяются нормативы управляемости. При использовании нормативов управляемости численность работников определяется так же, как по нормативам обслуживания. С помощью нормативов обслуживания и управляемости производится дальнейшая детализация нормативной численности работников, установленной по нормативам. Если по нормативам численности можно рассчитать численность служащих по функции в целом, то по нормативам обслуживания и управляемости можно определить число работников тех или иных должностей.

Внутри служб и подразделений организации в целях рациональной трудовой нагрузки и расстановки работников применяются нормативы соотношений. С помощью этих нормативов устанавливаются, прежде всего, оптимальные соотношения между численностью основных категорий управленческого персонала: руководителей, специалистов и других служащих, а также соотношения между отдельными должностными группами внутри этих категорий. Нормы соотношений выражаются отношением, приведенным к единице, либо в виде размерных цепочек. К примеру, такое соотношение численности руководителей, специалистов и других служащих, как 1:6:10, означает, что в данном подразделении на одного руководителя приходится шесть специалистов и десять других служащих. Нормативы соотношений также служат для дальнейшей дифференциации числа работников, рассчитанных по нормативам численности.

Нормирование управленческого труда укрупненно осуществляется еще понормативам трудоемкости. Обычно нормативы трудоемкости имеют многоцелевое назначение. Они используются при планировании трудоемкости работ, составлении калькуляций, определении нормативной численности работников. Эти нормативы позволяют установить трудоемкость проведения управленческих работ в целом, по отдельным этапам и видам работ. Соответственно рассчитывается по категориям и численность работников.

Все эти виды нормативных материалов целесообразно объединить в одну методику по оптимизации численности персонала на основе нормативов численности по функциям управления, а нормативы обслуживания, управляемости, соотношений и трудоемкости использовать как нормативы численности по подфункциям.

Для расчета оптимальной численности персонала рядом авторов рекомендуется применять различные математические модели такие, как формула Розенкранца, уравнения в виде степенных (логарифмических) или линейных многофакторных уравнений регрессии, уравнения линейного программирования с применением динамических рядов и пр. Однако, как показывает анализ деятельности служб управления персоналом различных учреждений и организаций, ввиду того, что эти формулы и уравнения были разработаны для нормирования труда служащих на предприятиях и в организациях сфер материального производства, они не учитывают специфических особенностей труда служащих государственных и приравненных к ним административных структур. Также, в силу достаточной сложности определения некоторых показателей, входящих в эти формулы и уравнения, они не находят широкого применения в практике нормирования труда служащих, занятых государственным управлением.

Методы расчета численности персонала

Анализ существующих методик расчета численности персонала и практики их использования различными учреждениями показывает, что в настоящее время оптимальной или универсальной методики для расчета численности персонала государственных и приравненных к ним административных структур не существует. Поэтому возникает объективная потребность в разработке единой доступной методологии расчета. Суть ее состоит в следующем.

Каждая трудовая функция подразделяется на подфункции и работы, которые в соответствии с процедурами их выполнения можно расчленить на операции. Разделение трудовых функций служащих на подфункции, работы и операции представляет особый интерес с точки зрения дальнейшего совершенствования нормирования численности служащих. На основе такого разделения появляется возможность разрабатывать дифференцированные нормативы численности служащих, которые, несмотря на некоторое увеличение объема работ по созданию нормативов и усложнение самого процесса нормирования в связи с ростом числа нормируемых объектов, позволяет повысить точность и обоснованность расчета нормативной численности служащих.

Степень дифференциации трудовых функций служащих (вплоть до операций) зависит от того, какие нормативные материалы предполагается разрабатывать на основе этой классификации. В общем виде формула для расчета численности служащих будет иметь следующий вид:

Чоб = Hy + Чф1 + Чф2 + ... + Чфn ,

где Чоб - общая численность служащих учреждения, занятых государственным управлением, чел;

Ну - норма управляемости руководителей, осуществляющих общее руководство, чел;

Чф1, Чф2, …, Чфn - численность служащих по каждой функции управления, чел.

Численность служащих по каждой функции управления определяется по формулам:

где Нуф1, Нуф2, …, Нуфn - норма управляемости руководителей, осуществляющих функциональное руководство, чел;

Пф1, Пф2, …, Пфn - нормативы численности по каждой подфункции (от 1 до n), рассчитываемые различными способами, чел.

Методы расчета нормативов численности по подфункциям осуществляются на базе расчетного метода, который имеет ряд преимуществ:

  1. расчетный метод позволяет специалисту по нормированию установить нормы на основе нормативов, что исключает необходимость изучения процесса труда путем наблюдений на рабочем месте;
  2. расчетный метод менее трудоемок, чем исследовательский, так как не требует проведения фотографий рабочего времени, хронометражных наблюдений и других видов измерения и анализа затрат труда. В результате снижается трудоемкость нормировочной работы и высвобождается время у специалистов по нормированию для контроля за качеством применяемых норм;
  3. обеспечивается возможность разработки равнонапряженных норм при одинаковых (или сходных) организационно-технических условиях, а также единого подхода к расчленению работы на элементы.

Методы расчета нормативов численности по подфункциям обладают некоторыми особенностями.

Во-первых, каждая подфункция характеризуется конкретной работой, осуществляемой одним или группой исполнителей.

Во-вторых, комбинация параметров каждой подфункции равна численности работников, определяемой различными методами с использованием двух видов коэффициентов: корректирующего коэффициента (Ккор) и поправочного коэффициента (Кпопр). Ккор >= 1, так как использование этого коэффициента связано с увеличением времени основных работ на долю ненормируемых или несвойственных работ, времени на отдых и личные надобности, потери рабочего времени и т.п. Кпопр <= 0,5, т.к. этот коэффициент является понижающим и применяется только к дополнительным работам, которые не могут составлять более 50% от фонда рабочего времени.

Для расчета численности работников по подфункциям можно использовать следующие нормативные формулы.

По основным работам:

где N - количество объектов управления (организаций, предприятий, численность населения и т.п.) ед.,

Фрв - полезный фонд рабочего времени одного работника за год, ч.;

Ккор - корректирующий коэффициент, учитывающий ненормируемые или несвойственные работы, время на отдых и личные надобности, потери рабочего времени и т.п., определяемый по формуле:

Ккор = 1 + Vнен / 1 – Vнен,

где Vнен - удельный вес ненормируемых или несвойственных работ, времени на отдых и личные надобности, потерь рабочего времени и т.п. в фонде рабочего времени, Vнен = % / 100.

N - общее количество выполненных работ (обслуживаемых объектов, работников, вычислительной техники и пр.) за год, ед.,

Нн - среднегодовые нормы нагрузки на одного исполнителя, ч.;

Ккор - корректирующий коэффициент, учитывающий ненормируемые или несвойственные работы, время на отдых и личные надобности, потери рабочего времени и т.п.

По дополнительным работам:

Пфз = N x Кпопр

гдеN - количество объектов управления (организаций, предприятий и др.) ед

Кпопр - поправочный коэффициент, учитывающий дополнительные работы, обеспечивающие функционирование N-го количества объектов управления, определяемый по формуле:

Кпопр =0,5 – Vдоп /1 + Vдоп,

где Vдоп - удельный вес дополнительных работ, Vдоп = % / 100.

Выбор метода расчета нормативной численности по подфункциям зависит от возможности определить следующие показатели:

Тср - средневзвешенные затраты рабочего времени на обслуживание одного объекта управления, ч.;

Нн - среднегодовые нормы нагрузки на одного исполнителя, ч.

Расчет этих показателей целесообразно проводить следующими способами:

  • на основе статистических данных (по первичной документации, отчетам, записям);
  • на основе построения рациональных балансов затрат рабочего времени;
  • на основе экспертной оценки;
  • на основе метода многомерного статистического анализа.

Предлагаемая методика для расчета требуемой численности персонала может применяться в любых государственных учреждениях; учреждениях, приравненных к государственным; организациях различных форм собственности.

источник неизвестен

1 -1

Количественные показатели управленческой деятельности персонала промышленного предприятия характеризуются нормированием труда. Если нормирование труда в производственной сфере изучается и совершенствуется достаточно продолжительный период времени, то нормирование управленческой деятельности начало разрабатываться достаточно недавно. К числу нерешенных проблем в данной области относится отсутствие комплексной системы методов и показателей нормирования правленческих работ. Известны разработки только по отдельным категориям специалистов и служащих (инженеры и технические исполнители). Однако, научные разработки показали, что доля творческого труда в этой работе значительно преувеличена.

Метод упрощенных наблюдений предполагает фиксирование времени, которое затрачивает служащий на обработку определенного вида документов. Нормы устанавливаются путем арифметических операция обязательно с учетом сложности и условий работы, вида документов и особенностей работника;

Метод самофотографии рабочего времени является разновидностью метода упрощенных наблюдений. Чтобы установить, сколько времени в среднем затрачивается на обработку определенного типа документов или на выполнение определенного вида работ, необходимо получить данные за достаточно продолжительный период времени;

Метод моментных наблюдений ─ наиболее точный и распространенный. Сущность заключается в проведении случайных наблюдений за деятельностью персонала и записи того, что происходит в данный момент наблюдения. Специфика использования данного метода определяется, главным образом целями и задачами, стоящими перед исследователями;

Метод нормирования труда по элементам обеспечивает высокую точность результатов в области нормирования. Разработка норм времени этим методом включает четыре этапа:

─ Проведение хронометражных наблюдений;

─ Оценка темпа работы;

─Добавление времени на отдых;

─Расчет нормы времени;

Особенностью большей части методов количественной оценки управленческого труда является анализ затрат рабочего времени персонала. Темп работы оценивается субъективно наблюдателем. Точность оценок определяется уровнем квалификации наблюдателя, т.е. эти методы нельзя назвать научными.

Метод корреляционного анализа влияния факторов научно более обоснованный, хотя выбор факторов при отсутствии строгих методик их отбора также страдает субъективизмом оценки. Следует признать, что специфика управленческого труда делает неизбежным некоторый субъективизм в его оценке. Это, однако, не снимает актуальности проведения такого рода работ. Задача состоит в подборе метода применительно к определенным условиям.

Вопрос 34. Особенности оплаты труда различных предприятий отрасли.

Данную тему следует начинать с изучения применения видов оплат труда:

    повременная оплата труда применяется на строго регламентированных работах, где работник не влияет на количество выпускаемой продукции (например, вахтер, гардеробщик и т.д.);

    повременно-премиальная оплата труда применяется там, где имеются нормативы затрат труда (например, технолог, конструктор и т.д.);

    прямая сдельная оплата труда применяется там, где заработок работника зависит от количества изготовленной продукции и сдельной расценки;

    сдельно-прогрессивная оплата труда предполагает применение двух видов расценок: одна - для нормативного задания, а другая (повышенная) - для сверхнормативной продукции;

    аккордная система оплаты труда чаще других применяется в строительстве (рабочий (бригада) получают задание на выполнение работ за определенный срок);

    при коллективной оплате труда применяется коэффициент трудового участия;

    косвенная система оплаты труда применяется для персонала ремонтных служб.

В дальнейшем изучаются противоречие оплаты труда на предприятии:

    уровень дохода персонала должен быть достаточно высоким для привлечения квалифицированных и добросовестных работников;

    предприятие заинтересовано в уменьшении затрат на персонал, которые входят в себестоимость продукции.

Оплата труда работников предприятия - это цена трудовых ресурсов, задействованных в производственном процессе. В основном она определяется количеством и качеством затраченного труда, однако на нее воздействуют и чисто рыночные факторы, такие, как спрос и предложение труда, сложившаяся конъюнктура, территориальные аспекты, законодательные нормы. Основные государственные гарантии по оплате труда определены Трудовым кодексом Российской Федерации.

Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда, устанавливает для организаций бюджетной сферы минимальный размер тарифной ставки (оклада).

Существуют определенные принципы организации заработной платы на предприятиях:

    Средства на оплату труда должны быть реально заработанными, т.е. их сумма должна прямо зависеть от результатов деятельности предприятия, от полученных доходов, от рационального использования ресурсов, экономии текущих затрат.

    Заработная плата должна выполнять стимулирующую функцию. Низкий уровень оплаты труда не стимулирует эффективный труд, превращает заработную плату в социальную выплату.

    Оплата труда должна осуществляться с учетом различий в количестве, качестве, интенсивности, сложности труда, условиях труда и квалификации работников.

    Каждый работник должен видеть связь заработной платы с результатами своего труда и труда всего коллектива.

Эти принципы реализуются через механизм формирования средств на оплату труда на предприятиях, тарифную систему, формы и системы заработной платы, организацию оплаты труда различных категорий работников.

Тарифная система предназначена для дифференцирования оплаты труда по отраслям и категориям работников, выполняющих работы различной сложности. Она состоит из трех элементов: тарифных ставок; тарифных сеток; тарифно-квалификационных справочников.

Тарифные ставки определяют размер оплаты труда за единицу времени, например, час, день, месяц. Тарифные ставки устанавливают в зависимости от тяжести и вредности труда, его интенсивности. За базу для определения тарифных ставок принимается минимальный уровень оплаты труда, устанавливаемый государством на тот или иной период времени.

Тарифные сетки определяют соотношение в оплате труда в зависимости от его квалификации. На многих промышленных предприятиях в зависимости от квалификации все рабочие и работы делятся на шесть тарифных разрядов.

Тарифная сетка характеризуется числом тарифных разрядов и диапазоном тарифных коэффициентов. Тарифный коэффициент - отношение тарифной ставки данного разряда к тарифной ставке первого разряда. В бюджетной сфере экономики постановлением Правительства Российской Федерации «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» для дифференциации в уровнях оплаты труда работников введена единая 18-разрядная тарифная сетка.

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов (разрядов оплаты) работникам производится на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого тарифно-квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

С переходом России к многообразным формам собственности предприятия и организации стали использовать и такую нетрадиционную систему оплаты труда, как бестарифная система.

При бестарифной системе оплаты труда заработная плата работника от руководителя до рабочего представляет собой его долю в коллективном фонде оплаты труда, формируемом в зависимости от результатов деятельности предприятия. Заработная плата зависит от размера фонда оплаты труда, квалификационного уровня, присваиваемого каждому работнику по результатам трудовой деятельности за предыдущий период, коэффициента трудового участия и количества отработанного времени.

Бестарифная система оплаты труда ставит заработную плату работника в полную зависимость от конечных результатов работы коллектива, к которому относится работник. При этой системе не устанавливается твердого оклада или тарифной ставки. Применение такой системы целесообразно в тех случаях, когда есть реальная возможность учесть результаты труда работника при общей заинтересованности и ответственности каждого члена коллектива. Оплата труда руководителей, специалистов и служащих производится, как правило, на основе должностных окладов по соглашению сторон трудового договора в пропорции к средней заработной плате работников организации. Законами и иными нормативно-правовыми актами может быть установлен другой порядок определения размеров оплаты труда для руководителей, специалистов и служащих (в процентах от выручки, в долях от прибыли и др.). Должностные оклады устанавливаются администрацией предприятия в соответствии с должностью и квалификацией работника.

ГЛАВА 2. НОРМИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

2.1 Нормирование труда управленческого персонала

При нормировании труда управленческого персонала используются два метода:



Типовые нормы времени на работы, выполняемые экономистами по труду, включают нормы времени на разработку перспективного плана по труду и заработной плате, годового плана по труду и заработ-ной плате, на расчет баланса рабочего времени. Численность эконо-мистов по труду (нормативная) определяется c учетом выполнения работ, не предусмотренных типовыми нормами, по формуле (5):

Чн = (Т1 * К1) / Fд) * Кпз, (5)


Нормативы времени, выполняемые экономистами по финансо-вой работе, содержат оперативное время на разработку финансовогоплана, планирование кредита, кредитование под материально-товар-ные ценности, отчетность предприятия по финансовой деятельно-сти, расчет норм (нормативов) оборотных средств, учет и контрольрасчетов c поставщиками и потребителями, оперативную работу, контрольно-аналитическую деятельность, претензионную работу, оформление платежей работающих.
При расчете нормативной чис-ленности экономистов по финансовой работе учитывается также тру-доемкость работ, не предусмотренных сборником (уточнение финан-совых показателей, информация o выполнении плановых заданий по реализации в вышестоящие финансовые органы, согласование и ре-шение вопросов c финансовыми органами, банками, поставщиками, потребителями и др.).

При прямом дифференцированном нормировании применяют межотраслевые нормативные материалы: единые нормы времени на машинописные работы, на работы, выполняемые на клавишных вычислительных машинах, типовые нормы времени на работы по делопроизводственному обслуживанию, на подготовку и оформление документов по материально-техническому снабжению и сбыту продукции, на техническое оформление документов по учету личного состава, на работы, выполняемые экономистами по труду, и др.
Методологические основы нормирования труда специалистов и технических исполнителей определяются особенностями содержания труда этой категории работающих. Содержание управленческого и инженерно-технического труда определено сущностью обособившихся функций работающих по координации, контролю, подготовке, организации и управлению производством. Функ-ция управления является основным объектом организации и норми-рования труда руководителей, специалистов и технических исполни-телей, поскольку разделение труда по функциям определяет конкрет-ное содержание труда каждого работника или группы работников,одновременно выполняющих данную функцию. По характеру вы-полняемых функций содержание труда руководителей, специалистов и технических исполнителей разделяется на три категории - осуще-ствление руководства, разработка решений и подготовка информа-ции. Разделение труда по этим функциям определяет должностной состав руководящих, инженерно-технических работников и служа-щих предприятия. При нормировании труда этих категорий работни-ков решаются две задачи:
1) определяется трудоемкость отдельных видов выполняемых работ;
2) выявляется необходимая численность работников.
Прямое нормирование труда специалистов и технических исполнителей, занятых конструкторской и технологической подготовкой производства, на основе нормативов времени является прогрессивным методом нормирования в связи с появлением возможности установления рациональной организации труда, предусмотренной в нормативных материалах.
Типовые нормы времени на разработку конструкторской документации установлены на принятый измеритель и выражены в часах. B различных системах норм и нормативов конструкторского труда используют различные единицы измерения нормируемых работ: лист чертежа стандартного формата, деталь, схема, конкретная работа (операция), документ, позиция (для спецификаций и ведомостей). B качестве показателей сложности проектируемых изделий приняты: число показателей технического уровня и число размеров на чертеже; отсутствие или наличие аналогов; число узлов в схеме и число деталей в сборочном чертеже и т. п.
Если чертеж или другая конструкторская документация выполне-ны на формате, отличающемся от принятого в сборнике норм, то на норму времени установлены поправочные коэффициенты в зависи-мости от фактического формата, типа производства проектируемых изделий, масштаба исполнения чертежей и доли использования в разработке аппликаций или оригиналов. При определении трудоза-трат конструкторов пользуются также поправочными коэффициен-тами, учитывающими принципиальную новизну, уровень унифика-ции, актуальность, прогрессивность, оригинальность, особые усло-вия эксплуатации (север, тропики, космос и т. п.), характер выпус-каемой продукции.
Расчет нормы времени на единицу работы производится следующим образом (6):

tшт = ∑tоп * Кдоп, (6)

где tоп- оперативное время на выполнение каждой единицы работы;Кдоп- коэффициент, учитывающий время на выполнениедополнительных работ, время на обслуживание рабочего места, отдых и личные надобности.
Трудоемкость конструкторских работ по стадиям конструкторской подготовки производства определяют по формуле (7):

Тсi = tштi* Ni, (7)

где Тсi- затраты времени на соответствующую стадию выполнения конструкторской подготовки производства;tштi - норма времени на единицу работы i-го вида, определяемаяпо нормативам;Ni- количество выполняемых или подлежащих выполнению работ.
Виды норм, применяемых при нормировании труда специалистов и технических исполнителей, представлены в таблице 27.

Таблица 27

Виды норм и сфера их применения при нормировании труда специалистов и технических исполнителей


Категория
работников

Характер работы

основные

дополнительные

Специалисты

времени,
численности

соотношений

численности

соотношений,времени

Технические
исполнители

Однородные по составуи постоянно повторяющиеся

времени,
выработки

соотношений,
численности,
обслуживания

Нестабильные по составуи повторяемости

обслуживания

соотношений,
времени,
численности

В настоящее время созданы и применяются типовые нормы времени на разработку конструкторской и технологической документации, единые нормы времени на чертежные и копировальные работы, типовые нормы времени на перевод и обработку научно-технической литературы и документации, нормативы численности инженеров по научно-технической информации, отраслевые нормы трудовых затрат на конструкторские работы наиболее массовых должностей.
Типовые нормы времени построены главным образом в зависимости от группы сложности деталей или изделий.
Единые нормы времени на вычерчивание и копирование установлены в нормативных таблицах в зависимости от сложности и насыщенности чертежей. На эти работы предусмотрены 6 показателей сложности и 10 показателей насыщенности чертежей при их вычерчивании и копировании, при нормальной (100 %) степени заполнения применяют поправочный коэффициент на норму времени, соответствующий фактической степени заполнения чертежа.
Разновидностью дифференцированного нормирования является установление норм труда специалистам и техническим исполнителям по типовым нормам времени на эталоны работы. При нормировании чертежных и копировальных работ применяются сравнительные способы нормирования по чертежам-эталонам, оформленным в аль-бом и утвержденным в установленном порядке. Процесс нормирова-ния этим способом осуществляется в два этапа: составление альбомаэталонов работ и оперативное нормирование. В каждой организации подбирают чертежи различной сложности и насыщенности, степени заполнения, которые нормируют строго по Единым нормам времени. B альбомах эталонных чертежей проставляются показатели сложно-сти, насыщенности, степень заполнения чертежа и нормы времени: чертежные и копировальные работы. Нормы времени на конкретные работы устанавливаются путем сравнения нормируемой работы c эталоном в нормативах времени.
B настоящее время на различных предприятиях машиностроения используют множество разнообразных местных норм и нормативов времени на работы по конструкторской и технологической подготов-ке производства. Местные нормы и нормативы времени по труду кон-структоров и технологов характеризуются в основном следующими элементами: объектом нормирования; оценкой сложности и новизны объекта нормирования; единицей нормирования; корректировкой полученных значений нормативных величин с учетом специфики конструируемого объекта; оценкой квалификационного уровня тру-довых процессов; показателями, характеризующими организацион-но-технические условия выполнения работ.
При определении трудозатрат конструкторов пользуются поправочными коэффициентами, учитывающими принципиальную новизну, уровень унификации, актуальность, прогрессивность, оригинальность, особые условия эксплуатации, характер выпускаемой продукции.
При нормировании труда этих категорий работников используются два метода:
1) дифференциальное прямое нормирование по единым и типовым нормам и нормативам времени;
2) укрупненное - по нормативам численности, обслуживания, управляемости и соотношений.
При первом подходе применяют межотраслевые нормативные материалы: единые нормы времени (выработки) на машинописные работы, на работы, выполняемые на клавишных и перфорационных вычислительных машинах, типовые нормы времени на работы по де-лопроизводственному обслуживанию, на подготовку и оформление документов по материально-техническому снабжению и сбыту про-дукции, на техническое оформление документов по учету личного со-става, на работы, выполняемые экономистами по труду, на програм-мирование задач на ЭВМ, на работы, выполняемые мастерами произ-водственных участков, экономистами по финансовой работе и другие заботы массовых должностей.
Типовые нормы времени на работы, выполняемые экономистами по труду, включают нормы времени на разработку перспективного плана по труду и заработной плате, годового плана по труду и заработ-ной плате, на расчет баланса рабочего времени. Численность эконо-мистов по труду (нормативная) определяется c учетом выполнения забот, не предусмотренных типовыми нормами, по формуле (8):

Чн = (Т1 * К1) / Fд) * Кпз, (8)

где Т1- затраты времени на работы, предусмотренные нормативной частью сборника;К1- коэффициент, учитывающий выполнение работ, не предусмотренных нормативной частью сборника.
Нормативы времени, выполняемые экономистами по финансо-вой работе, содержат оперативное время на разработку финансовогоплана, планирование кредита, кредитование под материально-товар-ные ценности, отчетность предприятия по финансовой деятельно-сти, расчет норм (нормативов) оборотных средств, учет и контрольрасчетов c поставщиками и потребителями, оперативную работу, контрольно-аналитическую деятельность, претензионную работу, оформление платежей работающих. При расчете нормативной чис-ленности экономистов по финансовой работе учитывается также тру-доемкость работ, не предусмотренных сборником (уточнение финан-совых показателей, информация o выполнении плановых заданий по реализации в вышестоящие финансовые органы, согласование и ре-шение вопросов c финансовыми органами, банками, поставщиками, потребителями и др.).
Нормативы времени на работы, выполняемые мастерами производственных участков, предназначены для расчета укрупненных норм времени, установления нормированных заданий, разработки и корректировки отраслевых нормативов численности мастеров, а так-же планирования их численности на предприятиях. Они содержат за-траты оперативного времени по видам работ в зависимости от влияю-щих факторов. При расчете нормативной численности мастеров про-изводственных участков, кроме трудоемкости нормируемых работ, рассчитанных по нормативам времени, учитывают также трудоем-кость работ, не предусмотренных нормативами, численное значение которых не должно превышать 10 % трудоемкости нормируемых ра-бот (участие в разработке положений o премировании, в комиссиях по тарификации рабочих, в организации смотров по организации труда и т. п.).
По аналогичной методике определяется нормативная числен-ность других специалистов и технических исполнителей, работаю-щих в экономических и административно-хозяйственных службах, для которых разработаны единые и типовые нормы и нормативы вре-мени.

При прямом дифференцированном нормировании применяют межотраслевые нормативные материалы: единые нормы времени на машинописные работы, на работы, выполняемые на клавишных вычислительных машинах, типовые нормы времени на работы по делопроизводственному обслуживанию, на подготовку и оформление документов по материально-техническому снабжению и сбыту продукции, на техническое оформление документов по учету личного состава, на работы, выполняемые экономистами по труду и др.

Применительно к управленческого персоналу, нормирование заключается в установлении меры затрат труда на выполнение заданного объема работ за определенный период времени, а также меры пропорций в труде. При этом мера затрат труда может быть выражена либо непосредственно в затратах времени работника на выполнение единицы работы, либо через численность работников, которое необходимо для выполнения определенной функции управления или работы. А мера пропорций в труде реализуется через соотношение численности управленцев по уровням управления, обслуживания, квалификации.

Задачи нормирования труда управленческого персонала

    Сокращение затрат времени на выполняемые работы и на этой основе уменьшение требуемой численности управленцев

    Рост производительности труда управленцев, при выполнении работ за счет применения норм, установленных с учетом прогрессивных методов и средств труда, а также устранения не рациональных элементов трудового процесса.

    Создание условий для повышения содержательности труда управленцев и для совмещения должностей, за счет исключения не рациональных и излишних работ, выявляемых при нормировании

    Рациональное разделение труда и использование управленческих кадров за счет установления необходимых пропорций их численности по квалификации

2. Методы нормирования труда

Метод нормирования труда – совокупность приемов установления норм труда, включающая анализ технологического и трудового процессов, проектирование рациональной организации труда и расчет норм. Для нормирования труда УП можно использовать 3 метода:

    Аналитический –расчетный – требует использование заранее разработанных нормативных материалов, выражающих нормативные зависимости времени или численности работников от влияющих факторов.

    Аналитический –исследовательский – основан на непосредственном изучении затрат времени управленцев на конкретном предприятии и позволяет учесть все особенности работы. Но необходимы трудоемкие исследования

    Суммарный – определение норм на основе опыта человека или по учтенным данным на ранее выполненные работы, либо по суммарным наблюдениям за работой.

    Дифференцированный

    • Нормы времени

      Нормативы времени

    Укрупненный метод

    • Нормативы численности (норма численности)

      Нормативы соотношения численности (норма соотношения численности)

      Нормативы обслуживания (норма обслуживания)

      Нормативы управления (норма управляемости)

    Дифференцированный

    • Результаты хронометражей (Норма времени)

    Укрупненный метод

    • Результаты наблюдений

      • СФР (норма численности, Норма соотношения числ., Норма времени, Н обслуживания)

        Индивидуальная ФРВ(то же самое)

        Групповая ФРВ (то же самое)

        Массовая ФРВ (то же самое)

Суммарный

    Хрономертаж

    По личным данным

3. Нормативы по труду

Нормативы по труду – исходные регламентированные величины для установления норм труда АРМ.

Нормативы по труду – формы нормативной зависимости времени, численности от влияющих факторов.

Норматив – это формула. Если подставить туда свои данные, то получится норма.

Нормативы численности – регламентированная численность работников, необходимая для качественного выполнения, той или иной функции управления в определенных огр-тех условиях. Это основной вид трудовых нормативов для управленческого персонала. Они позволяют определить необходимую численность управленцев:

    По предприятию в целом

    По каждой функции управления

    По заводу управления и в цехах

    В подразделениях управления цеха

    По отдельным должностям

Норматив численности выражает форма нормативной зависимости численности от влияющих факторов. Факторы и степень их влияния на численность определяются корреляционным анализом с помощью ЭВМ. В качестве таких факторов могут выступать:

    Численность ППП предприятия

    Численность основных рабочих

    Численность рабочих – сдельщиков

    Стоимость основных производственных фондов

    Годовая выработка продукции

    Средний разряд работ и рабочих и дт.

Обычно нормативы численности устанавливаются на основе линейных или степенных зависимостей.

Линейная:

Нч=К+ах+bу+сz

Х,У,Z– численное значение факторов, влияющих на нормативную численность работников

A,b,c,k– коэффициенты корреляции

При степенной коэффициенты переходят в степень, плюс меняется на умножить.

Каждая отрасль экономики в силу своих специфических особенностей производства и управления имеет свой набор факторов, имеющих свою степень влияния на численность управленцев в данной отрасли. Поэтому набор формул нормативной зависимости численности очень широк.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...