Последствия исключения юридического лица из сро. Выход и исключение из сро

Проходя процедуру вступления в саморегулируемые организации компании документально и финансово подтверждают серьезность своих намерений. Но не всегда эти намерения подтверждаются на практике. Решение об исключении из членов СРО это крайняя мера, которая применяется к членам организации, нарушающим основные положения устава или законодательства. Основные правила исключения из СРО регламентированы ст. 55.7 Градостроительного кодекса.

Это явление нельзя назвать массовым, но и редким, к сожалению, оно не является. Какие нарушения могут стать поводом для исключения? Несколько основных самых распространенных:

  • неуплата членских взносов
  • нарушения нормативных требований по обеспечению безопасности строительства
  • явные нарушения технических регламентов, повлекшие за собой серьезные последствия с причинением ущерба
  • проблемы с взносами в компенсационный фонд
  • нарушения миграционного кодекса
  • выполнение работ при отсутствии действующего допуска.

Несмотря на то, что по сравнению с другими платежами не являются высокими, исключение за неуплату членских взносов одна из часто встречающихся на практике причин. По оплате в компенсационный фонд многие саморегулируемые организации предоставляют отсрочки, но и это проявление лояльности, многие компании игнорируют.

Решение об исключении за нарушение миграционного законодательства принимаются в случае, если компания в течении года неоднократно привлекалась к ответственности по этому пункту. Особенно характерен этот вид нарушений для средних по объемам строительства компаний. Крупные участники рынка редко рискуют своей репутацией, массово привлекая к временным работам мигрантов.

Нарушения строительных норм и технических регламентов очень веская причина для исключения без предварительных предупреждений. Такие нарушения напрямую ведут к последствиям с нанесением ущерба. А это значит, что СРО также понесет финансовые убытки и получит минус к своей репутации.

Правила исключения из СРО

Исключение из членов организации и исключение из это не одно и то же. При выходе из организации в добровольном или принудительном порядке одного из членов в реестре делается уточнение о изменении состава участников организации. По законодательству запись в Реестре СРО России делается только в момент регистрации саморегулируемой организации.

Порядок исключения из СРО должен быть записан в уставе. В СРО «МежрегионСтройГрупп» Екатеринбурга, он будет следующим:

  • по итогам проверки отделом технического контроля формируются отчеты с регистрацией фактов нарушения норм и регламентов, после которых может быть вынесено предупреждение, уведомление о приостановке действия допуска и т.д.
  • своевременность уплаты взносов контролируется финансовым отделом и при фактах нарушения даются предупреждения компании или выносится представление для решения общего собрания
  • нарушения миграционного законодательства фиксируются по фактам проверок правоохранительных и других контролирующих органов.

Решение о исключении компании из СРО принимается на Совете организации или общем собрании всех участников сайт . Но для его принятия нужны основания в виде документально подтвержденных фактов нарушений. Какие документы должно предоставить СРО при исключении. В зависимости от вида нарушений, перечисленные в одном из следующих пунктов:

  • представление и проект решения от отдела технического надзора, ранее выданные компании уведомления и предупреждения;
  • выписки из бухгалтерской отчетности и проект решения от финансового отдела;
  • протокола нарушений миграционного законодательства от контролирующих органов.

Для компании исключение из СРО последствия будут серьезными. Принудительное взыскание членских взносов. Потеря доступов на работы, необходимые для продолжения деятельности компании, проблемы с вступлением в другую организацию.

Новый закон: организации, добровольно вышедшие из СРО, не могут вступать ни в какую СРО России в течение одного года. Несправедливость закона сохраняется

В рамках детального рассмотрения нововведений принятых во втором чтении поправок в Градостроительный Кодекс эксперт Общественного Совета по развитию саморегулирования Петр Котенков изучил одну из несправедливостей нового закона – запрет на вступление в новую СРО после добровольного выхода организации из старой.

«Статья 55.7 Градостроительного Кодекса РФ в новой редакции в части 6 указывает, что «в случае добровольного прекращения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом членства в саморегулируемой организации такое лицо в течение одного года не может быть вновь принято в члены саморегулируемой организации».

В порядке обсуждения профессиональным сообществом неоднократно обращалось внимание Минстрой на то, что есть явная сырость в документах, недоразумение. Организации, добровольно прекратившие членство в СРО, фактически лишаются прав ведении бизнеса. А ведь многим членам СРО это очень важно, потому что они зависят от наличия подрядов. Чаще это касается организаций, которые осуществляют строительство и ремонт.

Для работ по выполнению текущего ремонта не требуется членство в саморегулируемой организации. Однако если среди перечня заказов у таких организаций появляется хотя бы один из видов, связанный с капитальным строительством, капитальным ремонтом, реконструкцией, то здесь уже членство требуется. Так, например, если производится текущий ремонт в здании, не затрагивающий несущих конструкций, то он проводится без необходимости вступать в СРО. Однако если в ходе ремонта потребуется видоизменить хотя бы одну капитальную стенку, то уже требуется.

Очевидно, что ориентируясь на годовые заказы, строительно-ремонтные организации примерно представляют, нужно им членство в саморегулируемой организации или нет. Конечно, они могли бы выйти из СРО, а при необходимости снова вступить в нее. Однако теперь законом им будет отказано в таком праве.

Нонсенсом и явной несправедливостью является то, что если организацию за то или иное нарушение исключили из СРО, то она по новому закону не лишена права вступить повторно в ту же или иную саморегулируемую организацию.

Тем самым создается парадоксальная ситуация: добровольно вышедшие, но добросовестные организации лишаются права ведения части бизнеса, а недобросовестные и исключенные из членов СРО, допустим, за нанесенный ущерб или низкое качество работ, могут быть членами СРО неограниченное количество раз без всяких временных ограничений.

Общественный Совет уверен: такие нормы закона вряд ли будут способствовать достижению СРО их основной цели – повышению качества работ и безопасности, предупреждению вреда».

Эксперт Общественного Совета Петр Котенков

Является ли не включение специалистов в реестр НОПРИЗ основанием для исключения юридического лица из членов СРО?

Ответ

С 01.07.2017 г. это будет являться основанием исключения из СРО.

В соответствие с ФЗ от 03.07.2016 № 372-ФЗ с 01 июля 2017 года строительные компании могут выполнять работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту по договорам подряда, только при наличии не менее двух специалистов по организации строительства, сведения о которых включены в Национальный реестр специалистов (ч.6 ст.55.5 ГрК РФ, ст. 55.5-1 ГрК РФ).

Одно из условий членства в СРО - наличие минимум двух специалистов.

В случае отсутствия 2 (двух) специалистов от организации на 1 июля 2017 года, СРО обязано приостановить членство организации, в случае не устранения нарушения - исключить организацию из реестра членов.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 372-ФЗ .
Первые разъяснения - в письме Минстроя России от 27 июля 2016 г. № 23665-НЧ/02

Отношения застройщика с техзаказчиком

Законодатели уточнили, что застройщик вправе передать свои функции техзаказчику (ст. 1 Градостроительного кодекса РФ вновой ред.). Выполнять их застройщик может и сам, но только если является членом СРО. Так как техзаказчик обязательно должен быть членом саморегулируемой организации.

Допуски

Допуски СРО выдавать больше не будут. Все положения, связанные с допусками, из Градостроительного кодекса убрали. Свидетельства о допуске прекратят действовать с 1 июля 2017 года. С этой даты компании и предприниматели не вправе будут выполнять работы на основании допусков (ст. 6 Закона № 372-ФЗ).

Чтобы выполнять строительные (инженерные, проектные) работы, надо будет, чтобы предприниматель или компания являлись членами СРО. И чтобы они полностью уплатили взносы в компенсационный фонд (ст. 55.8 ГК РФ в новой ред.).

То есть, например, у компании есть допуск, но на 1 июля 2017 года она не является членом СРО. Несмотря на то что допуск действующий (они - бессрочные), выполнять работы компания больше будет не вправе. Она должна вступить в СРО.

Чтобы выполнять строительные работы, надо вступить в СРО

Основная функция СРО сводилась к тому, что они выдавали своим членам допуски к определенным видам работ. Жалобы клиентов рассматривали формально или не рассматривали вовсе. Эту систему признали несостоятельной и внесли коррективы.

Территориальный принцип

Систему СРО реорганизуют. В частности, будет действовать географический принцип. Что это значит?

Законодатели установили, что членом СРО может быть предприниматель или компания, зарегистрированные в том же субъекте РФ, что и СРО (п. 3 ст. 55.6 Градостроительного кодекса РФ в новой ред.). Если в субъекте РФ такой СРО нет, то можно вступить в СРО соседнего региона, с которым есть общая граница. Это правило не касается иностранных строительных компаний.

Так что, возможно, многим нынешним членам СРО придется менять саморегулируемую организацию - с 1 октября 2017 года из «чужих» СРО их исключат.

Совет

Если вы только собираетесь вступить в СРО, выбирайте организацию в своем регионе. Тогда не придется в 2017 году переходить в другую СРО

До 1 декабря 2016 года все члены обязаны подать в свою СРО заявления о сохранении членства или о добровольном его прекращении, в том числе с последующим переходом в другую СРО.

Исключения: кому вступать в СРО не надо

Не требуется быть членами СРО:

ГУП и МУП, если они выполняют заказы госорганов, в ведении которых находятся;

Коммерческим компаниям, в уставном капитале которых доля ГУП и МУП более 50 процентов, если они выполняют заказы таких ГУП и МУП или заказы госорганов, в ведении которых находятся;

Компаниям, созданным РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями, занимающимися строительством в тех сферах, для деятельности в которых они были созданы;

Гражданам, занимающимся строительством, реконструкцией, капремонтом своего жилья, а также гаражей, киосков, навесов или сараев.

А может ли компания (предприниматель) выполнять работы, не будучи членом СРО? Да, может. По договору с застройщиком, техзаказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, или региональным оператором, если цена договора не превышает 3 млн руб. (п. 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ в новой ред.).

Дополнительный фонд

У СРО появилась новая обязанность - обеспечить выполнение их членами обязательств по госконтрактам. А именно по договорам подряда, заключенным на торгах в соответствии с законом о контрактной системе, когда торги обязательны (подп. 3 п. 1 ст. 55.1 Градостроительного кодекса РФ в новой ред.).

В связи с этим СРО обязаны создать еще один компенсационный фонд. То есть теперь их должно быть два:

Для возмещения вреда;

Для обеспечения договорных обязательств.

Второй фонд обязаны создать (ст. 55.4 Градостроительного кодекса РФ действует с 4 июля 2016 года):

Важно знать

Взнос в дополнительный фонд будут платить только компании, которые собираются заключать госконтракты (подп. 2 п. 11 ст. 55.6 Градостроительного кодекса РФ вновой ред.)

Инженерные и проектные СРО, у которых не менее 15 членов намерены заключить государственные или муниципальные контракты;

Строительные СРО, у которых не менее 30 членов намерены заключить государственные или муниципальные контракты.

Новые обязанности членов СРО

Член саморегулирумой организации обязан уведомлять СРО о фактическом совокупном размере обязательств. Это касается обязательств по договорам подряда с государственными или муниципальными заказчиками, заключенным на торгах (конкурсах, аукционах) в текущем году.

Делать это придется одни раз в год - до 1 марта года, следующего за отчетным (п. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ вновой ред.). К уведомлению надо будет приложить документы, которые подтвердят размер обязательств. Конкретный порядок установит Минстрой.

Если суммы превышают заявленный предел, компания обязана доплатить в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. В противном случае заключать новые контракты она не вправе.

Размеры взносов в компенсационные фонды - в статье 55.16 Градостроительного кодекса (она действует с 4 июля 2016 года). Их компания или предприниматель должны уплатить независимо от того, планируют они осуществлять работы по организации строительства или нет (письмо Минстроя России № 23665-НЧ/02).

Проверьте

Компании, которые вступают в СРО после 4 июля 2016 года, взносы в компенсационный фонд должны уплатить уже по новым правилам (письмо Минстроя № 23665-НЧ/02)

Например, если размер обязательств по договору на инженерные изыскания и подготовку проектной документации не превышает 25 млн руб., компания должна внести в фонд минимум 150 тыс. руб.

Теперь не важно, установила СРО требование о страховании гражданской ответственности или нет. На размер взносов это никак не влияет.

Новые размеры взносов - в таблице на стр. 69.

Формирование фонда на возмещение вреда подразумевает солидарную ответственность СРО. А формирование фонда договорных обязательств - субсидиарную ответственность.

Солидарная ответственность - это когда кредитор может предъявить требование к любому из солидарных должников в любом объеме в пределах суммы обязательства.

Субсидиарная ответственность носит дополнительный характер и возможна только тогда, когда основной должник не исполняет свое обязательство.

Саморегулируемой организации запретили освобождать своих членов от внесения взносов. А также принимать взносы в рассрочку. Члены СРО должны платить взносы за себя сами - третьим лицам нельзя (п. 3 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ, уже действует).

Если компенсационный фонд из-за выплат компенсаций пострадавшим станет ниже минимального размера, члены СРО должны его пополнить до размера, который СРО установила внутренними документами. То есть в трехмесячный срок внести дополнительные взносы (п. 6 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ, уже действует).

Компанию или предпринимателя, из-за которых СРО пришлось раскошелиться, больше ни в какую СРО могут не принять (подп. 1 п. 9 ст. 55.6 Градостроительного кодекса РФ в новой ред.).

* прежней редакции кодекса минимальные размеры взносов в компенсационный фонд установлены только для работ по организации строительства и организации подготовки проектной документации (п. 6, 7 ст. 55.15 Градостроительного кодекса).

Реестр специалистов

Появится национальный реестр специалистов в области строительства.

Это граждане, которые имеют право на основании трудового договора выполнять инженерные изыскания, участвовать в подготовке проектной документации, строительстве и капремонте в должности главного инженера или главного архитектора. У них должно быть необходимое образование, опыт и стаж работы (п. 6 ст. 55.5-1 Градостроительного кодекса в новой ред.). Чтобы попасть в реестр, они должны подать заявление в Национальное объединение саморегулируемых организаций.

Наличие таких специалистов в штате будет условием для вступления в СРО (подп. 4 п. 2 ст. 55.6 Градостроительного кодекса РФ в новой ред.).*

Контроль

Обязательным внутренним документом любой СРО станет документ о процедуре рассмотрения жалоб и иных обращений. По каждой жалобе она будет обязана принять решение. То есть СРО сосредоточит внимание не на выдаче допусков, а на обеспечении качества строительства и исправлении недостатков.

СРО будут ежегодно проверять тех, кто работает по госконтракту

СРО каждый год будет проверять, соответствуют ли заявленные суммы планируемых госконтрактов суммам, уплаченным в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. И если уровень обязательств будет превышен, компании направят предупреждение. В пятидневный срок она обязана доплатить взносы (п. 7 ст. 55.8, ст. 55.13 Градостроительного кодекса РФ в новой ред.).

За неподчинение и другие нарушения компанию сначала накажут дисциплинарно. Например, временно приостановят право выполнять работы, а затем исключат. Снова вступить в СРО можно только через год».

<…>

Когда участника по определенным причинам не устраивают условия членства в саморегулируемой организации, он может написать заявление на добровольный выход из СРО. Поскольку членство в объединении не является обязательным и оформляется исключительно для нужд организации, препятствий для этого не будет.

Любой компании, входящей в состав СРО, необходимо сопоставить последствия, с которыми придется столкнуться при выходе. Только члены саморегулируемой организации могут иметь допуск на выполнение определенных работ. Без данного документа, многие виды деятельности и выгодные контракты окажутся недоступными.

Причины для выхода

Заявление на добровольный выход из СРО может подаваться по самым разным причинам. Среди самых распространенных компании отмечают:

  • размер ежегодных членских взносов;
  • смена направления деятельности компании;
  • высокие требования саморегулируемого объединения;
  • недостаток информационной, юридической и другой поддержки;
  • неудовлетворительная работа СРО.

Для многих организаций членство в СРО необходимо только для выполнения разового контракта, когда планируется реализовать тип работ, требующих разрешение, или стать участницей тендера. После завершения заказа у таких компаний нет потребности в дальнейшем сотрудничестве.Причиной вычеркнуть организацию из реестра СРО может стать ее ликвидация. В таком случае компания автоматически перестает быть членом партнерства и теряет все уплаченные взносы.

Порядок и правила

В законодательстве установлен определенный порядок выхода из СРО его членов. Любая организация должна подготовить определенный пакет документов, который включает:

  • заявление о выходе;
  • официальный документ о членстве СРО;
  • документы, подтверждающие уплату обязательных взносов.

Все подготовленные бумаги передаются руководителям саморегулируемой организации, и участник теряет членство с момента подачи заявления на выход. С этого времени он несет имущественную ответственность за объединение только ранее уплаченным взносами в КФ ВВ и КФ ОДО.

При отсутствии ошибок в оформлении, разрешение о выходе оформляется в день подачи. После подписания заявления, саморегулятору дается три дня, чтобы уведомить о выходе одного из его членов контролирующие органы – Ростехнадзор и Росреестр, а такде НОСТРОЙ или НОПРИЗ в зависимости от типа СРО.

Исключение из СРО

Организации могут не только покинуть партнерство самостоятельно, но и иметь основания для исключения из СРО. В такой ситуации выход из объединения является принудительным. Решение о нем принимает руководящий состав партнерства.

Основания для исключения

Основания для исключения из СРО должны быть вескими. Они строго оговорены в рамках законодательства ч. 2 ст. 55.7 ГрК РФ и включают:

  • неисполнение двух и более раз в течение года предписаний органов государственного строительного надзора при выполнении работ по строительству и реконструкции;
  • причины, оговоренные внутренними регламентами СРО.

Незаконное исключение из СРО


Бывают случаи, когда причин для исключения из СРО компании нет, а она получает сообщение о прекращении ее членства. Незаконное исключение имеет место быть, но с такими ситуациями можно бороться. Если фирмы была исключена из партнерства с нарушением ГК, то она имеет право обратиться в арбитражный суд с иском. На основании решения суда, ее членство в саморегулируемой организации обязаны восстановить.

Порядок исключения

Прекращение членства и исключение из СРО должно проходить строго в рамках регламента. Он прописан в статье 55.7 ГК РФ и предполагает следующий порядок действий:

  1. Проведение общего собрания участников партнерства.
  2. Рассмотрение документов дела.
  3. Принятие коллегиальным управляющим органом решения об исключении.
  4. Отправка фирме, которая будет исключена, соответствующего уведомления.
  5. Информирование контролирующих госорганов.

Соблюдать порядок очень важно, поскольку при его нарушении, бывший участник СРО может обратиться в суд и потребовать своего восстановления.

Возврат взносов

Компании, которых коснулось исключение из СРО или которые отказались от членства на добровольной основе, должны понимать, что вернуть уплаченные взносы будет практически невозможно. Это касается, как платежей в компенсационный фонд, так и выплат ежегодных членских взносов.

Взносы в комфонд объединения можно получить только в случае, если вид деятельности организации больше нуждается в допуске СРО (регламентируется ФЗ №240).

До июля 2017 года для строительных компаний действовала возможность вернуть платежи или перевести их в фонд нового партнерства.

Последствия выхода или исключения из СРО

Выход из СРО, как и процедура исключения имеют свои последствия для организаций. Часть работ, допуски на которые выдают только саморегулируемые партнерства , станет для них недоступной. Также бывшим членам объединений придется столкнуться с определенными проблемами:

  • потеря вложенных финансовых средств (по закону взносы возвращаются в редких случаях);
  • невозможность участвовать в тендерах и конкурсах на получение крупных контрактов;
  • уменьшение лояльности со стороны партнеров и клиентов;
  • отсутствие юридической и информационной поддержки;
  • полная и самостоятельная имущественная ответственность.

Организации, оставшиеся без поддержки партнерства, несут ответственность только за себя. В этом есть и свои плюсы, поскольку субсидиарная ответственность членов СРО можно негативно сказаться на бюджете многих компаний. Важно учитывать, что организация, которая вновь захотела стать членом СРО, сможет сделать это только через год после выхода. Это накладывает серьезные ограничения на ее деятельность и получение новых контрактов.

Основания для лишения саморегулируемой организации права выдавать допуски на осуществление деятельности в сфере строительства предусмотрены ст.55.2 ч.5 ГрК РФ.

Если СРО исключили из реестра, все допуски, выданные ранее некоммерческим партнерством, становятся недействительными.

В случае продолжения деятельности по свидетельствам исключенной саморегулируемой организации компании должны нести уголовную ответственность согласно ст. 171 УК РФ.

Причины и порядок исключения

Исключение саморегулируемой организации из реестра может произойти по одной из следующих причин:

  • Несоответствие количества участников партнерства или размера компенсационного фонда организации предусмотренным нормам.
  • Отсутствие внутренних стандартов и правил саморегулирования для участников некоммерческого партнерства.
  • Несоответствие разработанных и утвержденных требований к выдаче свидетельств о допуске нормам, предусмотренным ст.55.5 ГрК РФ.
  • Необеспечение информации о деятельности саморегулируемой организации и деятельности отдельных участников ассоциации.
  • Неуплата вступительного или членского взноса в НОСТРОЙ.
  • Непредставление сведений о размере компенсационного фонда или отсутствие реестра участников в открытом доступе.
  • Представление недостоверных данных об адресе некоммерческого объединения.
  • Не представление сведений в НОСТРОЙ о наименовании и виде СРО в течение 6 месяцев после формирования.
  • С 1 июля 2017 года в ГрК РФ вносятся изменения согласно ФЗ №372 от 03.07.2016. Пункт 5, который предусматривает исключение из реестра за неуплату взносов в Национальное объединение саморегулируемых организаций, признается утратившим действие.

    Последствия для компаний

    После выявления нарушений решение об исключении некоммерческого партнерства принимается во внесудебном порядке.

    Если СРО исключили из реестра, последствия для компаний-участников заключаются в невозможности продолжать профессиональную деятельность и утрате средств, внесенных в компенсационный фонд некоммерческого партнерства.

    Юридические лица рискуют потерей контракта, отказом в возмещении НДС и полным прекращением деятельности.

    Что делать членам исключенной СРО для исключения простоя и возобновления работы в рамках закона? Компании должны выбрать новое некоммерческое партнерство и вступить в него в течение 30 дней после исключения старой СРО из реестра. Другой вариант действий – оспаривать решение Ростехнадзора в Арбитражном суде.

    Вопрос о возврате средств КФ остается спорным. Согласно ГрК РФ, средства пострадавших компаний должны сохраняться.

    В соответствии с разработанным алгоритмом, деньги из компенсационного фонда исключенной саморегулируемой организации поступают в НОСТРОЙ, а затем по заявлению юридических лиц средства переводятся на счет новой организации.

    В заявлении о переводе КФ член СРО указывает название исключенной из государственного реестра СРО, наименование новой ассоциации, ее номер в едином реестре и банковские реквизиты.

    К составленному заявлению нужно приложить копии решения Совета нового объединения о принятии компании и выдаче допуска на осуществление деятельности в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений.

    Однако на практике ликвидированные некоммерческие партнерства отказываются переводить деньги в добровольном порядке. Средства зачастую взимаются только по решению суда, что затягивает процесс. Поэтому в положенный месячный срок пострадавшая строительная компания не может вернуть КФ и вынуждена повторно уплачивать взнос в СРО.

    Выбор новой организации

    Что делать, если СРО исключили из реестра, кто будет компенсировать убыток компаний в результате ликвидации некоммерческого партнерства и как обезопасить себя в дальнейшем – главные вопросы, которые интересуют участников попавшего под санкции объединения.

    СРО компенсируют только ущерб заказчика, который возник в результате ненадлежащего исполнения договорных обязательств участником объединения. Выплата средств из фонда для обеспечения материальной ответственности не предусмотрена.

    Следовательно, саморегулируемая организация не сможет защитить своих участников, поэтому компании должны внимательно относиться к выбору СРО для вступления.

    Если некоммерческое партнерство входит в группу риска, следует заранее предусмотреть вероятность перехода в другую ассоциацию.

    Строительные компании должны проводить качественную проверку саморегулируемой организации перед внесением средств в компенсационный фонд, чтобы исключить финансовые потери в дальнейшем.

    Что делать, если вашу СРО исключили из государственного реестра?

    В настоящее время на практике участились случаи, когда СРО исключают из государственного реестра. На момент написания настоящей статьи НОСТРОЙ (Национальное объединение строителей) исключило из государственного реестра более 50 строительных СРО, НОПРИЗ (Национальное объединение проектировщиков) исключило из государственного реестра 26 проектно-изыскательских СРО.

    Что такое исключение СРО из государственного реестра? Это лишение СРО специального статуса, процедура аналогична отзыву лицензии у банка.

    Внесение информации о строительной (проектной) организации в реестр членов СРО является юридически значимым действием и с даты включения в реестр СРО у организации возникает право на осуществление строительства (проектирования).

    При лишении СРО статуса прекращают действие и выданные такой СРО права на осуществление строительства (проектирования). То есть с даты исключения СРО из государственного реестра (не путать с ликвидацией организации и исключением сведений из ЕГРЮЛ) автоматически аннулируются выданные такой СРО права на осуществление строительства (проектирования).

    Когда СРО лишают статуса , строительная (проектная) организация сталкивается с необходимость решения двух вопросов:

  • что делать с действующими договорами подряда на строительство (проектирование), ведь выданная выписка из реестра членов СРО теперь недействительна?
  • что будет с уплаченными ранее средствами компенсационного фонда ?
  • Ответить на первый вопрос не сложно: необходимо срочно вступать в новую СРО (в противном случае вы рискуете сорвать контракт). О том, как выбрать СРО смотрите здесь.

    Ответ на второй вопрос нашёл отражение в законе. Часть 14 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ говорит, что исключенная из государственного реестра СРО обязана в недельный срок (с даты исключения СРО из реестра) перечислить средства компенсационных фондов на соответствующие специальные счета НОСТРОЙ, либо НОПРИЗ.

    В свою очередь часть 16 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ предусматривает право организаций (бывших членов СРО), в случае если они вступили в новые СРО, обращаться в НОСТРОЙ (строительство), либо НОПРИЗ (проектирование) о перечислении средств компенсационных фондов, на счета новых СРО, в которые они вступили.

    Зачисленные на счета НОСТРОЙ (НОПРИЗ) средства компенсационных фондов исключенных СРО, перечисляются в новые СРО в ранее уплаченном размере на основании соответствующих заявлений членов СРО в соответствии с Приказом Минстроя России от 08.09.2015 № 643/пр «Об утверждении порядка взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемой организации в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций».

    На практике ситуация осложняется тем, что СРО исключают из государственного реестра как раз по причине отсутствия (недостаточности) средств компенсационных фондов .

    Установленный законом недельный срок, СРО также не соблюдают . Средства компенсационных фондов приходится забирать через суд.

    В результате всех этих процедур компенсационные фонды поступают на счета НОСТРОЙ и НОПРИЗ отдельными частями и не в полном объеме.

    На сайте НОСТРОЙ (строительство) есть специальный раздел, посвященный информации об исключенных СРО. На данной странице есть исчерпывающая информация относительно поступивших в НОСТРОЙ средствах компенсационных фондов от исключенных СРО. Там также имеется форма заявления о переводе средств. Аналогичный раздел есть на сайте НОПРИЗ.

    Единственный момент, на который хотелось бы обратить ваше внимание – это механизм, в соответствии с которым распределяются средства компенсационных фондов. Механизм очень прост – кто первый успел подать заявление, тот и получит свои средства в первую очередь .

    Допустим, если СРО, в которой вы состояли, перевела на счёт НОСТРОЙ 10 миллионов рублей, а совокупный объем требований по заявлениям составляет 15 миллионов рублей, то будут удовлетворены требования только по первым заявлениям на общий объём 10 миллионов рублей, по остальным заявлениям на объём 5 миллионов рублей НОСТРОЙ напишет отказ. Однако, если в течение нескольких дней поступят новые средства, требования вновь будут удовлетворяться в соответствующих объемах.

    Полагаем, что перед отправкой заявления в НОСТРОЙ (НОПРИЗ) самым верным будет для начала уточнить о наличии переведенных средств компенсационных фондов .

    В случае если средства есть на счетах НОСТРОЙ (НОПРИЗ) заявление о переводе средств необходимо немедленно направлять в их адрес .

    Если информации о поступлении денежных средств нет, то заявление отправлять не имеет смыла, лучше продолжить мониторинг сайта НОСТРОЙ (НОПРИЗ) на предмет поступления средств.

    Для информации! Некоторые организации, чтобы не пропустить поступление средств, ежедневно отправляют такие заявления в НОСТРОЙ (НОПРИЗ), тем самым в разы повышают свои шансы на перечисление средств компенсационных фондов.

    Для информации! В настоящее время появилась судебная практика, в соответствии с которой бывшие члены исключенных СРО взыскивают средства компенсационных фондов с НОСТРОЙ и НОПРИЗ.

    Суды мотивируют свои решения тем, что ситуация, при которой СРО не переводит средства компенсационных фондов — это проблема НОСТРОЙ (НОПРИЗ).

    Организация не может быть виноватой, что СРО не переводит средства, а НОСТРОЙ (НОПРИЗ) их не истребовал.

    По вопросу составления заявление о переводе средств компенсационных фондов в НОСТРОЙ (НОПРИЗ), а также по иным вопросам, связанным с СРО вы можете обратиться к нашим юристам.

    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...