Кто решает кадровые вопросы. Проблемы кадровой работы Особенности кадровых изменений в процессе преобразования

1. Продолжительность сезонных работ в течение года по общему правилу не может превышать:
Правильный ответ:
В) 6 месяцев.

2. Трудовая книжка для предоставления в Пенсионный фонд выдается работнику на руки по его письменной просьбе в срок:
Правильный ответ: А) не позднее 3 рабочих дней;

3. При сокращении работодателем численности работников преимущественное право на оставление на работе должно предоставляться работникам с:
Правильный ответ: А) более высокой производительностью труда и квалификацией

4. При заключении трудового договора на срок от 2 до 6 месяцев испытание не может превышать:
Правильный ответ: А) двух недель;

5. Работник, заключивший трудовой договор на срок до двух месяцев, может досрочно расторгнуть его по собственному желанию, предупредив об этом работодателя:
Правильный ответ: А) за три дня до увольнения;

6. Не допускается увольнение за неоднократное нарушение трудовых обязанностей:
Правильный ответ: А) беременной работницы;

7. При выездной проверке инспектор труда предъявляет работодателю:
Правильные ответы: А) служебное удостоверение;
Б) распоряжение о проведении проверки;

8. При возвращении из командировки работник должен представить:
Правильный ответ: В) авансовый отчет об израсходованных суммах.

9. Наличие документа о порядке обработки персональных данных обязательно:
Правильный ответ: А) для всех работодателей;

10. Сотрудник может быть отстранен от работы:
Правильный ответ: А) из-за не прохождения обязательного медицинского осмотра;

11. О приеме на работу «безвизового» иностранного работника необходимо уведомить:
Правильный ответ: А) орган МВД России;

12. Если работник подал заявление на отпуск вне графика отпусков, то может ли работодатель ему отказать?
Правильный ответ: А) да;

13. Если работник подал заявление на увольнение, то до какого момента он может его отозвать?
Правильный ответ: Б) до окончания последнего рабочего дня;

14. В течение какого срока работник должен быть ознакомлен с приказом о вынесении дисциплинарного взыскания?
Правильный ответ: Б) в течение трех рабочих дней;

15. В течение какого срока работник должен быть ознакомлен под роспись с приказом о приеме на работу?
Правильный ответ: В) в течение 3 рабочих дней с даты начала работы;

16. Должен ли работник писать заявление на увольнение собственноручно?
Правильный ответ: Б) нет, работник может заявление напечатать, главное, чтобы его подпись была собственноручной.

17. В каких случаях предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования, является правомерным?
Правильный ответ: А) при получении работниками образования соответствующего уровня впервые

18. Размеры пособий по временной нетрудоспособности устанавливаются:
Правильный ответ: Б) федеральным законом (законами)

19. Согласно нормам Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата представляет собой:
Правильный ответ: А) вознаграждение за труд, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера

20. Оплата отпуска производится:
Правильный ответ: Б) не позднее чем за три дня до его начала

2 1 . Нормальная продолжительность рабочего времени:
Правильный ответ: Б) не может превышать 40 часов в неделю

22. Какая продолжительность рабочей недели может быть установлена при определении режима рабочего времени?
Правильный ответ: Г) любая из вышеуказанных

23. Допускается ли привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без их согласия (за исключением творческих и иных работников СМИ, организаций кинематографии, театров, цирков и т.п.)?
Правильный ответ: А) допускается в особых случаях (для предотвращения катастрофы, производственной аварии, несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, устранения стихийного бедствия и некоторых других аналогичных целей)

24. Продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в:
Правильный ответ: В) календарных днях, не включая нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период отпуска

25. Какие условия не являются обязательными для включения в трудовой договор?
Правильный ответ: В) должностные обязанности

26. Сколько должен проработать у работодателя работник (для которого работа у данного работодателя является основной), чтобы у работодателя возникла обязанность по ведению трудовой книжки работника?
Правильный ответ: Б) более пяти дней

27. При направлении работника в служебную командировку ему гарантируется:
Правильный ответ: Г) все указанное выше (в пунктах «а» , «в»)

28. Что представляют собой суточные, выплачиваемые работнику при направлении работника в служебную командировку?
Правильный ответ: Г) ни один из указанных вариантов ответа не является правильным

29. В случае временной нетрудоспособности работника ежегодный оплачиваемый отпуск работника должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника.
Работник ушел в ежегодный основной оплачиваемый отпуск на период с 1 марта (пятница) по 7 марта (четверг). 5 марта (во вторник) работник заболел и находился на больничном 6 дней (с 5 по 10 марта (воскресенье)).
Выходными днями для работника являются суббота и воскресенье, 8 марта - нерабочий праздничный день.
В случае, если отпуск работника был продлен по причине его болезни, работник должен выйти на работу не позднее:
Правильный ответ: Ответ: 14 марта (четверг)

30. При расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Трудовым договором или коллективным договором могут устанавливаться повышенные размеры выходных пособий. Организацией 30 апреля расторгнут трудовой договор с работником в связи с сокращением численности работников. Средний месячный заработок работника для целей выплаты выходного пособия составил 100 000 руб. Коллективным договором предусмотрено, что при увольнении работников в связи с сокращением численности работников сохраняемый средний заработок работников на период их трудоустройства выплачивается с коэффициентом 1,5.
Через полмесяца после увольнения (16 мая) работник заключил трудовой договор с новым работодателем.
Какая общая сумма выходного пособия и сохраняемого среднего месячного заработка должна быть выплачена работнику в рассматриваемой ситуации?
Правильный ответ: Ответ: 100000 рублей.

Не только в Москве, но и в регионах, и в Свердловской области

Речь идет об известном бывшем работнике Администрации Президента Российской Федерации, а сейчас первом заместителе руководителя ФМС России, получающем каждые полгода по одной генеральской звездочке, генерал-полковнике Каланде Владимире Александровиче.

Каланда определил службы в МВД, которые можно поставить на постоянные, так называемые «прибыльные», денежные отчисления в центр: ГАИ, УВО, ФМС и т.д. В каждой из служб на областном уровне расставлялись свои люди на протяжении нескольких лет.

Вместе с ним в группе учился Демин Ю.А., который по прошествии времени стал работать зам. начальника ГАИ УВД г. Екатеринбурга. За получение взяток был арестован прокуратурой и находился под следствием в следственном изоляторе 6 месяцев. Здесь вмешался всемогущий Каланда В.А. и дал указания прекратить уголовное дело, и освободить Демина из следственного изолятора. После освобождения, через вмешательство Каланды, Демин восстанавливается через суд в должности, а потом получает назначение начальника ГАИ г. Екатеринбурга. Все сотрудники были крайне удивлены, но дело пошло выше. Демина назначают начальником ГАИ Свердловской области. Губернатор Россель Э.Э. не дает согласия в течение года на его назначение, учитывая, что к нему и в Прокуратуру постоянно поступают жалобы на Демина. По имеющимся фактам, Прокуратурой на Демина возбуждается уголовное дело за рукоприкладство. Но вскоре это уголовное дело также прекращается по указанию Каланды. Учитывая, что Каланда выходит на начальника ГАИ МВД с просьбой назначить Демина начальником ГАИ области, Россель Э.Э. по просьбе руководства МВД дает согласие на утверждение Демина в должности, вопреки отрицательному отношению начальника ГУВД Воротникова.

В конце 2007 года назначен новый начальник ГУВД области генерал Никитин, который ранее работал в службе собственной безопасности МВД России. Изучив все жалобы на Демина, он принимает решение о проверке деятельности ГАИ, пригласив из МВД России сотрудников собственной безопасности. Вопрос стоит об освобождении Демина от занимаемой должности, но здесь Каланда проводит необходимую беседу с Никитиным в г. Москве, и Демин остается на должности.

В 2006 году на базе паспортно-визовой службы создается ФМС. Руководство ФМС с согласия МВД предложило план так называемой реорганизации паспортно-визовой службы. За фасадом мероприятий, направленных на улучшение работы данной службы, была проведена «чистка» руководящего состава областных подразделений. Примерно 70% руководителей, не пожелавших «лечь» под Ромадановского и Каланду, были под различными предлогами выдавлены с занимаемых должностей.

В результате такой ротации были поставлены лояльные руководители, хорошо вписываемые в систему денежных потоков, идущих в Москву.

Не смотря на то, что на имя Министра Внутренних дел России было направлено ходатайство о назначении на должность начальника ФМС по Свердловской области бывшего начальника паспортно-визовой службы Исакова В.А., а ходатайство было подписано Губернатором, Председателем Правительства области, Каланда вызывает в г. Москву Семочкина Игоря Альбертовича, своего одногруппника по Свердловскому юридическому институту, и назначает его на должность начальника Управления Федеральной миграционной службы по Свердловской области. Заметим, что это очень зависимый от Каланды коллега во всех отношениях, а потому преданный и надежный, а также способный обеспечить регулярный, нигде не зарегистрированный поток так называемого «черного нала». Почти сразу он был введен в члены коллегии Миграционной службы РФ. А это много значит: неприкосновенность, в определенном смысле слова, доверие высших покровителей, значимость в регионе и т.д. и т.п., а также неплохой денежный поток из курируемого региона.

Заместителем Семочкина И.А. был назначен Кашицин Сергей Серафимович, он же начальник отдела виз и регистраций ФМС по Свердловской области.

Но сами по себе эти два должностных лица не совсем, видимо, внушали доверие, необходим был контроль над их деятельностью. А такой человек в Свердловской области имеется. Имя ему - Брызгалов Андрей Николаевич, бывший сотрудник Управления КГБ СССР по Свердловской области, уволился, примерно, в 1992 году. Работал оперуполномоченным 2 отдела (контрразведка), обслуживал туристические фирмы. Поговаривают, что в период службы брал в долг деньги у руководителей этих фирм, часть которых не возвратил.

Примерно с 1986 года по 1988 год Каланда работал в Свердловском Управлении КГБ СССР, в 3-м отделе (оперативное обслуживание работников внутренних дел).

Уволился Брызгалов в чине капитана. Уволился из «конторы» чисто по меркантильным соображениям. Ныне Брызгалов Андрей Николаевич является директором УИЦ «ИнформВЭС» (Уральский информационный центр «ИнформВЭС»).

Вскоре, Каланда поступил на учебу в Вышку (ныне академия ФСБ), а далее сделал головокружительную карьеру, используя свои невероятные способности залезать в нужное место без мыла и умея ловить рыбку в мутной воде. Вот и стал генерал-полковником.

Во время реорганизации паспортно-визовой службы Брызгалов А.Н. провел очень убедительные разъяснительные беседы с выведенными за штат начальниками отделов и предложил им назначение на должности только в том случае, если они будут выполнять его поручения по выдаче загранпаспортов российским гражданам и разрешений на временное проживание иностранных граждан.

В итоге назначенными на должности оказались только те, кто согласился с ним сотрудничать. Вот так и получили свои должности все высшие руководители миграционной службы по Свердловской области.

В это же время Брызгалов, будучи внештатным сотрудником Управления ФСБ по Свердловской области, посетил всех руководителей крупнейших предприятий г. Екатеринбурга (например: рыночный комплекс «Таганский ряд»), где работают иностранные граждане, и в ультимативной форме потребовал работать по регистрации, выдаче разрешений на трудовую деятельность иностранным гражданам только тех фирм, на которые он укажет. В случае отказа обещал этим руководителям крупные неприятности.

Провел работу он и с руководителями общежитий, где проживают иностранные граждане. Используя удостоверение внештатного сотрудника ФСБ, представлялся действующим сотрудником Управления ФСБ по Свердловской области и предлагал защиту от любых неприятностей, фактически предлагал так называемую «крышу» (С января 2007 года, по приказу Директора ФСБ, удостоверения внештатников должны были быть изъяты у всех внештатных сотрудников. Эта мера продиктована огромным количеством злоупотреблений со стороны лиц, имеющих подобные удостоверения. Было ли изъято удостоверение у Брызгалова - не известно). Колеблющимся соглашаться с его предложением Брызгалов угрожал различными неприятностями, в том числе и тем, что они будут доставлены в Управления ФСБ по Свердловской области, где с ними будет проведена работа с соответствующим пристрастием.

Эта работа была проведена по договоренности с начальником отдела контрразведывательных операций УФСБ по Свердловской области Сыманюком В. и его заместителем Новосельцевым Р.

В Управление ФМС Брызгалов ходит как на работу, занимает кабинет у Сёмочкина И.А. или Кашицина С. С. и отдаёт им указания, что и как делать, кого пропустить вперёд, кого придержать, от кого вовсе не принимать документы на оформление. Решает и кадровые вопросы: кого на какую должность назначить, либо перевести на другой участок. Дает указания рядовым сотрудникам ФМС. Вообще является фактическим руководителем УФМС по Свердловской области. Кашицин С.С. работает только по указаниям Брызгалова. По требованию Брызгалова некоторые материалы рассматриваются без соответствующего оформления требуемых законом документов, в ускоренном порядке.

Таким образом, организовано «предприятие» по выдаче разрешений на временное проживание, трудовую деятельность иностранным гражданам и оформлению загранпаспортов российским гражданам.

Расценки следующие:

От 100 тысяч рублей за получение разрешения на временное проживание иностранному гражданину;
- 4 000 руб. для получения загранпаспорта, через 3 недели после сдачи документов на получение загранпаспорта;
- от 15 000 руб. срочно, в течение нескольких дней стоит в зависимости от сложности (судимость, допуск к государственной тайне и др.).
- 18 тыс. руб. изготовление загранпаспорта за 2 дня.
- были предложения (в зависимости от ситуации и платежеспособности клиента) стоимостью 40 тыс. рублей.

Третий друг Каланды, Бердников Ю.В. был начальником ГОВД г. Асбест. В то время раскрываемость была в этом городе не высокая. А среди личного состава были такие чрезвычайные происшествия, что вся область была шокирована. Так заместитель Бердникова по кадровой работе, будучи пьяным взял табельное оружие в райотделе и расстрелял дежурный наряд, один сотрудник был убит. Заместителя посадили.

Второй случай: сотрудник горотдела, которого Бердников принимал на службу и назначал на должность, длительное время продавал пистолеты «Макарова» преступникам. Всего было обнаружено ревизией продажа 40 пистолетов. Сотрудника осудили и посадили.

Все думали, что Бердникова как минимум уволят из органов, но помощь оказал Каланда, и Бердников стал заместителем начальника Главного управления внутренних дел по Свердловской области, а сейчас уже и генерал-майор. Кстати, его жена работает в Управлении ФМС по Свердловской области.

4 апреля 2008 года сотрудниками УСБ ГУВД по Свердловской области на квартире у сотрудницы ФМС по Свердловской области Радостевой при проведении оперативных мероприятий были изъяты заполненные и чистые бланки разрешений на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами. Эти разрешения выдавались за денежное вознаграждение.

9 апреля 2008 года руководитель УФМС по Свердловской области Семочкин И.А. дал средствам массовой информации разъяснение по этому поводу. «Действительно, руководству УФМС России по Свердловской области поступило несколько анонимных звонков с жалобами на то, что сотрудники отдела трудовой миграции якобы выдают иностранцам разрешения на осуществление трудовой деятельности за деньги.

Реагируя на эту информацию, мы обратились в ФСБ и Управление собственной безопасности областного ГУВД, потому что в обязанности инспекции по личному составу Управления ФМС не входит проведение оперативных и розыскных мероприятий. Сейчас идет расследование. По факту проведения данных мероприятий Управлением Федеральной миграционной службы было направлено спецсообщение в Москву.

Анонимные звонки поступали в разное время и назывались разные фамилии сотрудников отдела, но, пока дело не рассматривалось в суде, некорректно называть конкретного человека. Тем более что такие жалобы могут просто оказаться личной местью. Девушка продолжает работать на своем месте, официальное обвинение ей не предъявлено», - сообщает г-н Семочкин.

Вообще-то Радостева готовила эти разрешения по указанию некоего Луканина, действующего по указанию Брызгалова, а Семочкин находится под полным контролем того же Брызгалова и знает об этой схеме продажи разрешений на трудовую деятельность. Но все-таки попались. Чтобы прикрыть такой прокол вот и приходится говорить о мести, о мифических обрашениях в ФСБ и ГУСБ, а также готовить опровержение о задержании своего доверенного сотрудника с помощью журналистов из газеты «Уральский рабочий». Включены мощные рычаги спасения попавшегося инспектора. Поэтому Прокуратура никак не может правильно квалифицировать данное деяние Радостевой. А раз нет квалификации, нет и преступления.

Вся деятельность этой «группы товарищей» известна в правоохранительных органах Свердловской области. Информация об их деятельности была направлена в Администрацию Президента Собянину, Директору ФСБ Патрушеву, в рабочую группу по борьбе с коррупцией Иванову, Министру МВД Нургалиеву, в ФМС России начальнику Управления внешней трудовой миграции Федеральной миграционной службы Сельцовскому П.А.

Никаких действенных мер не принимается. Да и как можно принимать меры в отношении самого себя. Такая схема действует в Свердловской области. Аналогичные схемы используются и в других регионах. А Президенты, что старый, что вновь избранный говорят о какой-то борьбе с коррупцией. К сожалению, стараниями этих фигурантов коррупция ими возведена в неотъемлемую часть государственной власти.

Можем предположить, что сидят они и похохатывают над Президентами, так сурово и серьезно борющихся с коррупцией. Сидят и за рюмкой «чая» празднуют очередную свою «победу» по назначению «своего» и очень удобного для себя лица на высшую государственную должность Президента Российской Федерации.

Вопрос: Почему работнику не зачли в стаж муниципальной службы деятельность на должности комсорга по группе средних школ райкома ВЛКСМ?

Ответ: Условия назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим определяют нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальные правовые акты. Поэтому периоды, которые подлежат включению в стаж муниципальной службы, могут отличаться.

В то же время следует учитывать судебную практику. Так, согласно Решению Нововятского районного суда г. Кирова от 17.06.2013 по делу № 2-354/2013, а также Решению Котельничского районного суда (Кировская область) от 12.03.2014 № М-3/50/2014 2-3/65/2014 2-3/65/2014~М-3/50/2014, «доказательством того, что ЦК ВЛКСМ не входил в структуру органов государственной власти, является то, что ни Закон СССР от 05.07.1978 «О Совете министров СССР», ни Закон РСФСР от 03.08.1979 «О Совете министров РСФСР» в перечне министерств и государственных комитетов СССР и РСФСР не указывали органы ВЛКСМ.

Работа в этих органах не относится к государственной службе. В Указе Президента РФ от 20.09.2010 № 1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» отсутствуют должности, занимаемые в ЦК ВЛКСМ или его органах, которые относились бы к должностям государственной службы».

Ознакомление с докладной на работника

Вопрос: Обязан ли работодатель ознакомить человека с написанной на его имя докладной запиской? И на основании чего?

Ответ: Поскольку этот вопрос на законодательном уровне не урегулирован, рекомендуется сделать копию докладной, с которой и необходимо ознакомить сотрудника. В любом случае ознакомить работника с содержанием докладной придется, поскольку на основании этого документа, в соответствии со ст. 193 ТК РФ , он должен предоставить объяснительную. Также, если работник сделает письменный запрос, то, на основании ст. 62 ТК РФ , работодатель обязан выдать ему копии документов, связанных с работой.

Если докладная записка составлена на государственного служащего, то на основании пп. 3 п. 8 ст. 59 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», работодатель также обязан ознакомить его с содержанием жалобы по итогам проведения служебной проверки.

Нюансы составления графика отпусков

Вопрос: Надо ли вписывать в график отпусков неотгулянные дни за другие годы (в том числе предоставленные по вредности и чернобыльцам)?

Ответ: Официального порядка по заполнению графика отпусков нет. В унифицированной форме № Т-7 имеется графа 5, куда можно вписать общее количество дней отпуска для каждого сотрудника, включая положенные дополнительные и ранее неиспользованные дни. Это позволит кадровикам проще вести учет, а работникам — при необходимости проконтролировать, все ли дни отдыха использованы.

Правильная дата увольнения и возможность отзыва заявления об увольнении

Вопрос: Работающая пенсионерка написала заявление на увольнение по собственному желанию в последний день отпуска, который по календарю выпадает на выходной. Как правильно оформить приказ на увольнение: следующим рабочим днем или предшествующим рабочим днем? И второй вопрос. Хотим на время ее отпуска взять временного человека, которого затем планируется перевести на постоянку. Есть ли какие-то законные способы сделать так, чтобы прежний работник не смог отозвать свое заявление об увольнении?

Ответ: На основании Письма Роструда от 18.06.2012 № 863-6-1, произвести увольнение необходимо в первый рабочий день, который следует за днем прекращения срока действия трудового договора. Все необходимые документы работодатель обязан выдать в день прекращения трудового договора, то есть в последний рабочий день. Это может быть в том числе накануне отпуска с последующим увольнением.

Что касается права на отзыв заявления об увольнении, тут может быть две ситуации. Если работник написал заявление об отпуске с последующим увольнением, то отозвать его он может только до начала отпуска. Вторая ситуация, если работник написал 2 заявления: одно — на отпуск, второе — на увольнение. По закону, у работника остается право отозвать заявление на увольнение, если только на его место в письменной форме не приглашен другой работник. Причем важно понимать, что это приглашение должно быть оформлено именно в письменном виде.

Срок трудового договора с работником из Белоруссии

Вопрос: На какой срок заключать трудовой договор с гражданином Белоруссии — срочный или бессрочный, если у него разрешение на пребывание в стране имеет ограниченный срок?

Ответ: Согласно ТК РФ, если нет оснований на заключение срочного трудового договора, надо заключать бессрочный контракт. В то же время надо учитывать, что, согласно п. 5 ст. 97 «Договора о Евразийском экономическом союзе», срок временного пребывания (проживания) трудящегося из Белоруссии определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора.

Рекомендуется также в связи с заключением трудового договора с иностранным гражданином уведомить об этом МВД. Но это, скорее, чтобы обезопасить себя. Поскольку, согласно Постановлению ВС РФ от 30.05.2017 № 78-АД17-19, работодатели могут не уведомлять о приеме на работу гражданина Белоруссии.

Умение подбирать персонал, сформировать команду - это те краеугольные камни, на которых спотыкаются многие компании, и каждая решает ее по-своему. Проблема кадров - одна из важнейших в работе компании, поскольку бизнес творят люди. В чем же заключаются основные кадровые вопросы, и каковы наилучшие пути их решения?

Итак, обозначим основные кадровые проблемы:

Сложности с подбором профессионалов с хорошим образованием и высокой квалификацией, способных освоить самые современные технологии и способных быстро применять все новое в бизнесе, а также управляться с современным оборудованием. С подобными кадрами всегда трудно, потому что профессиональных топ-менеджеров, управленцев готовят бизнес-школы, и таких специалистов не так много, а профессионалы, давно работающие, с хорошим опытом, ценятся в любой компании и их не так-то легко найти. Наибольшие сложности испытывают с такими кадрами банки, компании, которые занимаются IT-технологиями, финансовые корпорации.

С другой стороны, Дефицит неквалифицированных кадров, выполняющих черновую работу, но, в то же время, выполняющих большое количество такой работы. Данная проблема характерна для Москвы, как для огромного мегаполиса, в которой много неквалифицированной работы, за которую платят немного, а выполнять ее необходимо. Большая текучесть таких кадров в сфере услуг, в ресторанном бизнесе, в сфере торговли.

Неудовлетворенность персонала социальным пакетом и условиями труда. Не во всех компаниях понимают значимость социального пакета для удержания своих сотрудников. К тому же, социальный пакет требует значительных финансовых вложений, а часть компаний предпочитает их больше вкладывать в развитие производства и в новые проекты, чем в социальные программы.

Необходимость поддержания заработной платы на достаточно высоком уровне, с учетом ее индексации, а также роста инфляции, и повышения уровня жизни в обществе. Растет уровень инфляции, а зарплата остаётся прежней. В связи с этим, персонал начинает подыскивать лучше оплачиваемую работу, которая могла бы обеспечить растущие потребности. К тому же, идет постоянное сравнение, сколько за одну и ту же работу платят в одной компании, и сколько в другой.

Необходимость переподготовки кадров и повышение их квалификации. Ничто не стоит на месте, бизнес стремительно развивается, применяются новые технологии, постоянно запускаются новые проекты. Отставание в любой сфере бизнеса сразу же сказывается на прибыльности компании, на ее успешности.

Теперь, когда мы рассмотрели основные кадровые проблемы, попробуем разобраться, Какие же существуют пути решения вышеперечисленных кадровых проблем.

Достойная оплата труда. На сегодняшний день средняя зарплата в столице квалифицированных работников составляет от 500 до 1000$, а неквалифицированных от 300 до 500$. Если планка опускается ниже, значит, может начаться отток кадров, которые будут присматриваться к другим компаниям, и, обнаружив такую же работу, но лучше оплачиваемую, постараются на нее перейти. Поэтому, компании постоянно должны отслеживать уровень зарплаты по своей отрасли, в соседних компаниях, знать уровень инфляции, для того, чтобы быстро ориентироваться, когда и на сколько необходимо повышать зарплату или ее пока можно удерживать на прежнем уровне.

Хороший социальный пакет для персонала. Это - обеспечение обедами, или наличие в офисном здании компании своей столовой или кафе с низкими ценами. Комнаты отдыха и психологической релаксации, удобная офисная мебель, достаточное количество средств связи и компьютеров. Медицинская страховка. Очень актуальна оплата мобильной связи, а также предоставление различных кредитов, путевок в санатории, дома отдыха и на курорты за границу. Новое веяние на рынке труда - оплата сотрудникам спортзала и бассейна. Все это важно! На обеспечение такого социального пакета уходят определенные средства, но это окупается, т. к. люди видят конкретную заботу о них, а это снижает текучесть кадров. Поэтому, предоставление людям хороших условий труда приобретает важное значение.

Корпоративные мероприятия. "Жизнь без праздников напоминает долгую дорогу без постоялого двора". Праздники, организовываемые в компании, вносят в нее радостную волну, ощущение сопричастности и общности в коллективе. Для новичков данный фактор особенно важен. Компания, в которой задействовано много человек, работающих подчас в разных подразделениях и мало общающихся друг с другом, только выиграет от организации хороших корпоративных мероприятий, которые будут способствовать формированию корпоративной культуры и знакомству людей друг с другом. К тому же, event-агентства организуют не просто праздники, а именно мероприятия, направленные на развитие и улучшение внутри корпоративных отношений.

Профессиональное обучение. Для компаний - проведение постоянных тренингов - это относительно новый, но уже характерный фактор. Мало кто из компаний регулярно проводит постоянные тренинги и переподготовку, чаще бывают разовые семинары и двух дневные тренинги. Только солидные компании регулярно посылают своих топ-менеджеров на обучение МВА. А ведь квалификацию необходимо повышать регулярно. Во-первых, это поддерживает заинтересованность сотрудников, во-вторых, постоянно появляются новые технологии и современное оборудование, на котором надо уметь работать, все больше находят применение компьютерные технологии, и необходимо поддерживать "профессиональную форму" своих сотрудников.

Психологическая мотивация. Это обязательное подчеркивание стабильности компании. Сотрудники компании должны знать, что руководство о них заботится, проявляя уважительное отношение, способствует их профессиональному и карьерному росту. Для привлечения молодежи последний пункт важен. Устраиваясь на работу, они все чаще спрашивают: "Какие карьерные перспективы?" И если компания не развивается и перспектив никаких, то заполучить к себе на работу молодых профессионалов будет довольно трудно.

Анализ психологического климата в компании. Для того, чтобы постоянно "держать руку на пульсе компании", надо знать отношение сотрудников ко всем процессам, происходящим в компании. Для этого можно раз в полгода (или год) всем сотрудникам раздать анонимную анкету, со следующими вопросами: отношение к руководству всех уровней, оценка морального и психологического климата в компании, есть ли удовлетворенность работой и зарплатой, если нет, то почему, оценка социального пакета, свои предложения руководству компании по улучшению работы. Затем проанализировать собранные данные, и вы получите интересную информацию к размышлению и к улучшению работы компании.

Поддержание связи с бизнес-школами, вузами и училищами, привлечение молодых кадров. Такие связи позволяют компании напрямую подыскивать себе специалистов, подготавливая уже студентов старших курсов или вкладывая определенные средства в их обучение. Данное сотрудничество позволяет компании постоянно подбирать для себя новые кадры, причем, делая заказ по тем специальностям, которые в наибольшем дефиците на сегодняшний день в компании.

Привлечение неквалифицированных кадров. Данную проблему можно решать с помощью региональных кадровых агентств, которые охотно набирают персонал в регионах.

Подводя итоги, можно сказать, что Высокая удовлетворенность персонала - высокая удовлетворенность клиента - высокая эффективность компании.

Важное место в обеспечении слаженной и стабильной работы МИД Японии занимают вопросы кадровой работы и управления персоналом дипломатической службы. Кадровая политика строит­ся на ряде принципов, за соблюдением которых внимательно сле­дит Кадровое агентство как руководящий орган в сфере государст­венной службы, а также кадровая служба в самом министерстве. Причем в Японии не считают целесообразной чрезмерную регуляцию кадровых процессов. Здесь исходят из того, что коллектив минис­терства как крупный социальный организм имеет большую потен­циальную силу к самоорганизации и способен самостоятельно ре­шать многие кадровые вопросы.

Первоочередное внимание уделяется вопросам найма на работу. Основной принцип здесь - проведение единого государственного экзамена. Его требования высоки и ориентированы на лучших вы­пускников центральных университетов - Токийского, Кэйо, То­кийского института иностранных языков и некоторых других. Кад­ровый отбор и дальнейшее продвижение по службе вновь принятых сотрудников носит меритократический характер, т.е. регулирование кадровых процессов и принятие кадровых решений основаны на учете уровня знаний, квалификации и способностей работников.

Для всех сотрудников установлена одинаковая штатная сетка должностей и оплаты труда. Однако продвигаются по ней быстрее те, кто достиг более заметных результатов в работе. Это законо­мерность прохождения государственной службы в Японии.

Поэтому методы оценки результатов труда служащих постоян­но совершенствуются. Они учитывают как количественные, так и качественные показатели. Для этого принято специальное законо­дательное положение, предусматривающее создание в министерстве специального отдела, контролирующего вопросы оценки труда дипслужащих, их поощрения, развития здоровой мотивации к высокопроизводительному труду. В настоящее время идет разработка методик работы данного отдела.

Большое значение придается вопросам кадровой ротации со­трудников, которая способствует максимальному раскрытию их творческого потенциала. Напомним, что ротация кадров - это непрерывное обновление дипломатического персонала, процедура пере­мещения дипломатических служащих по горизонтали или на новую более высокую должность с целью сохранения и приумножения профессионального опыта и основных профессионально-квалификацион­ных ценностей.

Кадровый обмен идет не только между отделами внутри ми­нистерства, но и между различными министерствами, в частности, между МИД и Управлением обороны, Министерством экономики, торговли и промышленности, Министерством финансов и т.д. В соответствии со специальным законом «О стажировках государст­венных служащих», вступившем в силу в 2000 г., МИД и неправительственные организации могут обмениваться сотрудниками для стажировки на определенный период. Это, как свидетельствует] многолетний опыт, помогает более эффективно координировать совместные межведомственные мероприятия и проекты. В этих целях в министерстве на базе отдела по связям с общественностью действует специальный «Центр по связям с неправительственными организациями (НПО)» 1 . Его задача - проводить консультирование обращающихся в МИД неправительственных организаций, де­ятельность которых касается связей с зарубежными государствами, принимать и передавать в соответствующие отделы МИД посту­пающие от НПО заявки на реализацию различных проектов, на­пример, по направлению гуманитарной помощи за рубеж, оказы­вать НПО информационное содействие.



В министерстве также существует специальный резервный «пул», образуемый в результате периодического и планового со­кращения персонала центрального аппарата. Сотрудники могут временно находиться на работе в других организациях, подчинен­ных МИД, в частности Институте международных проблем (науч­ные исследования), Японской организации международного со­трудничества (проекты оказания экономического, технического и другого содействия), Японском фонде (культурные и гуманитар­ные контакты), а затем возвращаться в министерство.

В МИД действует комплексная система повышения квалифи­кации. На базе Института повышения квалификации государст­венных служащих действуют специальные курсы (от нескольких недель до нескольких месяцев) для различных категорий сотруд­ников как в специальном японском институте повышения квали­фикации государственных служащих. По договоренности с зару­бежными партнерами Японии (США, Великобритания и др.) ра­ботники МИД Японии могут направляться на стажировку (около одного года) в институты и учебные заведения государственной службы в эти страны.



Немалую роль играют и вопросы социального обеспечения. Со­циальные выплаты сотрудникам МИД включают пособия на со­держание семьи, транспортные расходы, лечение, отпуск, едино­временные выплаты в середине и конце года. Их объемы достаточ­но серьезные, позволяющие выйти на оптимум оплаты труда дип­служащих и создать прочную основу стабильности кадрового со­става японской дипломатии. Они позволяют рассчитывать на то, что чиновники будут эффективно трудиться, не заботясь о «допол­нительных источниках существования».

Кадровое агентство ежегодно проводит сравнительные исследо­вания условий работы государственных служащих, в том числе МИД Японии, и сотрудников частных компаний. Результатом та­кого исследования, как правило, становится направляемая в пар­ламент рекомендация о повышении среднего уровня заработной платы (приведении его в соответствии с аналогичным показателем в частном секторе), которое обычно утверждается специальной ре­золюцией.

В центральном аппарате министерства принята следующая должностная сетка: сотрудник отдела - помощник заведующего отделом - заместитель заведующего отделом - зав. отделом - за­меститель директора департамента - генеральный директор депар­тамента - заместитель министра - первый заместитель мини­стра - министр. Это и есть лестница карьерного продвижения дипломатического служащего.

В загранучреждениях МИД действует общепринятая система должностей: посол, советник-посланник, советник, первый секре­тарь, второй секретарь, третий секретарь, атташе.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...