Является основной целью логистики. В чем заключается основная цель логистической системы

ЛЕКЦИЯ 2

5. Цели и задачи логистики

Главной целью логистики является обеспечение конкурентоспособных позиций организации бизнеса на рынке. Этого логистика добивается посредством управления потоковыми процессами на основе следующих правил: доставка с минимальными издержками необходимой конкретному покупателю продукции соответствующего качества и соответствующего количества в нужное место и в нужное время (семь правил логистики). Необходимо отметить, что представленные правила являются выражением идеального случая, к которому следует стремиться. Чтобы данное стремление имело под собой прочную основу, главная цель конкретизируется подцелями, например, создание эффективной системы контроля, создание функционально согласованной и технологически рациональной структуры организации бизнеса и т. п. При этом подцели также декомпозируются и определяют цели для каждого элемента логистической цепи и т. д., вплоть до отдельного исполнителя логистической операции.

Логистические цели достаточно универсальны и вполне органично вписываются в стратегические и тактические цели хозяйственной организации. Таким образом, происходит интеграция целей горизонтальная (согласование целей в каждой отдельно взятой функциональной сфере) и вертикальная (согласование целей по уровням управления). Например, цель: максимальная загрузка существующих складских мощностей при минимальных затратах на складирование. Оперативная цель предприятия — это максимальная загрузка мощностей, логистическая — минимизация складских издержек.

В логистической системе как при горизонтальной, так и при вертикальной интеграции важны постоянное взаимодействие и наличие обратных связей между функциональными сферами и уровнями управления. Это является важнейшим определяющим условием эффективности процессов выработки и реализации управленческих и исполнительных решений.

Для практической реализации целей логистики необходимо найти адекватные решения ряда соответствующих задач, которые по степени значимости разделяются на две группы: глобальные и частные (локальные) задачи.

К глобальным задачам логистики относятся:

  • создание комплексных, интегрированных систем материальных, информационных, а, по возможности, и других сопутствующих потоков;
  • стратегическое согласование, планирование и контроль использования логистических мощностей сфер производства и обращения;
  • постоянное совершенствование логистической концепции в рамках
    избранной стратегии в рыночной среде.

Частные задачи в логистике имеют локальный характер, они более динамичны и разнообразны:

максимальное сокращение времени хранения продукции;

сокращение времени перевозок;

рациональное распределение транспортных средств;

быстрая реакция на требования потребителей;

оперативная обработка и выдача информации.

Решения глобальных и локальных задач должны находиться в рамках задач логистической системы, к которым относят следующие:

Осуществление сквозного контроля потоковых процессов в логистических системах;

многовариантное прогнозирование развития событий и т. п.

6. Объекты исследования логистики

Несмотря на достаточно широкий спектр подходов к определению логистики как науки и инструмента хозяйственной деятельности, ясно одно: основным объектом исследования, управления и оптимизации в логистике является материальный поток, а информационные, финансовые, сервисные и другие потоки рассматриваются в подчиненном плане.

Материальный поток может быть охарактеризован такими показателями, как интенсивность (другие аналогичные показатели — скорость, плотность и т. п.), под которой понимается количество объемных или весовых показателей (единиц) продукции, поступающей на вход логистической системы в единицу времени. Исходя из этого, возможны следующие размерности МП: т/год, шт./ч, ед./сутки, п.м/ч , м 2 /год и др.

С каждым из вышеуказанных параметров связан определенный объем информации и со многими параметрами — финансовые показатели (издержки, цены, тарифы), а также разного рода ограничения. Однако следует иметь в виду, что зачастую во временном и пространственном аспектах информационные и финансовые потоки могут не совпадать с материальными.

7. Логистические операции и логистические функции

В наиболее общем плане с позиции логистики исследуется возникновение, преобразование или поглощение МП в определенном экономическом объекте, функционирующем как целостная система. Таким образом, определяются действия, прикладываемые к МП в этой системе. Называются эти действия логистической операцией и логистической функцией (в обобщенном варианте — логистическими действиями или активностями).

Логистической операцией называется любое действие, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи исследования или менеджмента, связанное с возникновением, преобразованием или поглощением материального и сопутствующих ему потоков (информационных, финансовых, сервисных).

К логистическим операциям относятся, например, такие действия, совершаемые над материальными ресурсами или готовой продукцией, как погрузка, разгрузка, затаривание, перегрузка с одного вида транспорта на другой, сортировка, консолидация, разукрупнение, маркировка и т. п. Логистическими операциями, связанными с сопутствующими информационными и финансовыми потоками, могут быть сбор, хранение и передача информации о материальном потоке, расчеты с поставщиками и покупателями товаров, страхование грузов, передача прав собственности на товар и т. п.

Логистической функцией называется совокупность логистических операций, направленных па реализацию поставленных перед логистической системой и (или) ее звеньями задач.

На уровне организации бизнеса принято выделять следующие (рис. 1.5):

1) базисные (присущи практически любому товаропроизводителю):

снабжение (закупки);

производство;

сбыт (распределение);

2) вспомогательные (поддерживающие):

складирование;

транспортировка;

сервисная поддержка;

информационная поддержка.

8. Логистическая система, логистические звенья, логистическая цепь

Объединение логистических операций в логистические функции прежде всего зависит от вида логистической системы, т. е. от набора функциональных подсистем в конкретной логистической системе. Поэтому одним из наиболее важных понятий в логистике является понятие логистической системы.

Логистическая система (ЛС) — сложная экономическая система, которая состоит из элементов-звеньев (подсистем), взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими потоками, определяемом внутренними и внешними целями организации бизнеса.

Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на макро - и микрологистику. В табл. 1.1 представлена структура функций макро - и микрологистики.

Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции закупок и распределения. Объектами, контролируемыми макрологистикой, являются юридически независимые предприятия. Взаимодействие между ними базируется на товарно-денежных отношениях и регламентируется соответствующими договорами и контрактами, имеющими правовую силу.

Микрологистика решает локальные вопросы отдельных фирм и предприятий. Объектами, контролируемыми микрологистикой, являются функциональные службы и подразделения одного предприятия или фирмы, подчиненные его администрации. Взаимодействие между ними базируется на бестоварных отношениях и регламентируется в административном порядке.

Таким образом, различают макрологистическую и микрологистическую системы.

Таблица 1.1

Задачи логистики на макро- и микроуровнях

Вид логистики

Задачи логистики

Макрологистика

Анализ рынка поставщиков и потребителей

Создание концепции распределения и потребления

Складирование и стратегическое размещение складов

Создание концепции поставок и производства

Анализ видов транспорта

Выбор процесса транспортировки

Создание общей информационной системы

Микрологистика

Контроль уровня входных запасов

Управление промежуточными запасами

Контроль уровня выходных запасов

Управление перемещением изделий внутри предприятия

Управление транспортно-складскими и погрузочно-разгрузочными работами

Звеном логистической системы (ЗЛС) называется некоторый функционально обособленный объект, выполняющий свою локальную цель, связанную с определенными логистическими операциями или функциями.

В качестве звеньев логистической системы могут выступать предприятия — поставщики материальных ресурсов, производственные предприятия, их подразделения, сбытовые, торговые, посреднические организации разного уровня, транспортные и экспедиционные предприятия, биржи, банки и другие финансовые учреждения, предприятия сервиса и т. п.

Наряду с понятием «логистическая система» в западной и отечественной литературе используется понятие «логистическая цепь».

Логистическая цепь (ЛЦ) — множество звеньев логистической системы, линейно упорядоченных (оптимизированных) по материальному (информационному, финансовому) потоку с целью проектирования определенного набора логистических функций и (или) издержек.

Рассмотрим отдельный пример логистической цепи, который представлен на рис. 1.7. По существу эта ЛЦ представляет собой цепь сбыта (прямой дистрибьюции) готовой продукции фирмы-производителя. С позиции логистического менеджмента продавец, перевозчик и покупатель являются линейно связанными звеньями логистической системы. Здесь каждое звено выполняет те или иные логистические операции, причем в данной цепи, например, операцию погрузки груза может выполнять как производитель, так и перевозчик. Поэтому задача логистического менеджера — определить, какой из альтернативных вариантов является наиболее выгодным с точки зрения затрат при одинаковых условиях качества и времени выполнения операции.

ГП ГП

В экономической литературе встречается также понятие «логистическая сеть», которую можно определить как полное множество звеньев логистической системы, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим потокам.

Основным объектом анализа интегрированной логистической системы является ее логистический цикл (функциональный цикл логистики).

Обычно в структуре логистического цикла выделяют следующие циклы-составляющие:

  • цикл заказа;
  • цикл создания (поддержания) запасов;
  • цикл обработки заказов потребителей;
  • цикл организации закупок и размещения заказов;
  • цикл доставки МР или ГП;
  • производственный (операционный) цикл;
  • цикл сбора заказов потребителей и подготовки документации;
  • цикл анализа и подготовки отчетов.

9. Основные логистические концепции и системы

Наиболее широко распространенной в мире является концепция «точно в срок» ( just - in - time , JIT ). Современная концепция построения логистической системы в производстве (операционном менеджменте), снабжении и дистрибьюции, основанная на синхронизации процессов доставки материальных ресурсов и готовой продукции в необходимых количествах к тому времени, когда звенья логистической системы в них нуждаются, с целью минимизации затрат, связанных с созданием запасов.

Ее появление относится к концу 50-х гг., когда японская компания « Toyota Motors », а затем и другие автомобилестроительные фирмы Японии начали активно внедрять логистическую систему KANBAN . Название этой концепции несколько позже дали американцы, тоже попытавшиеся использовать данный подход в автомобилестроении. Первоначальным лозунгом концепции «точно в срок» было потенциальное исключение запасов материалов, компонентов и полуфабрикатов в производственном процессе сборки автомобилей и их основных агрегатов.

Исходная постановка была такова: если производственное расписание задано (абстрагируясь пока от спроса или заказов), то можно так организовать движение материальных потоков, что все материалы, компоненты и полуфабрикаты будут поступать в необходимом количестве, в нужное место (на сборочное место в конвейере) и точно к назначенному сроку для производства или сборки готовых изделий. При такой постановке страховые запасы, иммобилизирующие (замораживающие) денежные средства фирмы, оказывались ненужными. Как видно, концепция «точно в срок» была основана на синхронизации таких логистических функций, как снабжение и производство, и в дальнейшем была успешно применена в системах сбыта готовой продукции.

В концепции «точно в срок» существенную роль играют следующие элементы:

спрос, определяющий дальнейшее движение сырья, материалов, компонентов, полуфабрикатов и готовой продукции;

концентрация основных поставщиков материальных ресурсов вблизи главной фирмы, осуществляющей процесс производства или сборки готовой продукции;

надежность поставщиков, так как любой сбой поставки может нарушить производственное расписание (насколько важна надежность поставщиков, говорит тот факт, что американские и европейские производители смогли внедрить концепцию «точно в срок» только через 10—15 лет после японцев в основном из-за низкой надежности поставок);

качество продукции (японские автомобилестроители радикально изменили подход к контролю и управлению качеством, что впоследствии вылилось в философию всеобщего управления качеством — на всех стадиях производственного процесса и последующего сервиса);

точность информации и прогнозирования, для чего необходима работа с надежными телекоммуникационными системами и информационно- компьютерная поддержка;

повышенная трудовая ответственность и высокая трудовая дисциплина всего персонала.

Как уже отмечалось, одной из первых попыток практического внедрения концепции «точно в срок» явилась система KANBAN , на внедрение которой от начала разработки у фирмы « Toyota Motors » ушло около 10 лет. Такой длительный срок был связан с тем, что система KANBAN не могла работать без существующего логистического окружения концепции «точно в срок», перечисленные элементы которой рассмотрены выше.

Одной из наиболее популярных в мире является концепция «планирование потребностей /ресурсов» ( requirements / resource planning , RP ). В такой системе предотвратить сбои в производственном процессе, а также учесть изменение спроса можно только путем создания избыточных производственных и (или) страховых запасов между ЗЛС, которые называются обычно буферными запасами. Наличие подобных запасов замедляет оборачиваемость оборотных средств фирмы, увеличивает себестоимость производства ГП, но обеспечивает большую устойчивость ЛС при резких колебаниях спроса и ненадежности поставщиков МР по сравнению с ЛС, основанной на концепции «точно в срок».

Базовыми системами, основанными на концепции «планирование потребностей / ресурсов», в производстве и снабжении являются системы « планирование потребности в материалах /производственного планирования потребностей в ресурсах» ( MRPI — Manufacturing Requirements / MRP II — Manufacturing Resource Planning ), а в дистрибьюции — системы «планирования распределения продукции / ресурсов» DRP I — Distribution Requirements Planning / DRP II — Distribution Resource Planning ).

MRP -системы оперируют с материалами, компонентами, полуфабрикатами и их частями, спрос на которые зависит от спроса на ГП. Логистическая концепция, заложенная в эти системы, появилась достаточно давно, в 50-е гг., однако ее реализация стала осуществима только с появлением быстродействующих компьютеров.

Основными целями MRP -систем являются:

  • удовлетворение потребности в материалах, компонентах и продукции для планирования производства и доставки потребителям;
  • поддержание низких уровней запасов МР, НЗП, ГП;
  • планирование производственных операций, расписаний доставки, закупочных операций.

В процессе реализации этих целей MRP -система обеспечивает поток плановых количеств МР и запасов продукции за время, используемое для планирования. MRP -система начинает свою работу с определения, сколько и в какие сроки необходимо произвести конечной продукции, затем определяет время и необходимые количества МР для удовлетворения потребностей производственного расписания.

DRP - системы представляют собой график (расписание), который координирует весь процесс поставки и пополнения запасов ГП в дистрибьютивной сети. Для этого формируются расписания для каждого звена ЛС, связанного с формированием запасов ГП, которые затем интегрируются в общее требование для пополнения запасов ГП на складах фирмы или оптовых посредников. DRP -системы позволяют достичь некоторых конкурентных преимуществ в маркетинге и логистике, а именно: улучшить уровень сервиса за счет уменьшения времени доставки ГП и удовлетворения ожиданий потребителей, улучшить продвижение новых товаров на рынок, улучшить координацию управления запасами ГП и т. п.

Функционирование DRP -систем базируется на потребительском спросе, который не может контролироваться фирмой, поэтому неопределенная внешняя среда накладывает дополнительные требования и ограничения в политике управления запасами ГП в распределительных сетях в отличие от систем MRP , где производственное расписание контролируется фирмой — изготовителем ГП и поэтому условия более определенны. DRP -системы планируют и регулируют уровни запасов на базах и складах фирмы в собственной товаропроводящей сети сбыта или у оптовых торговых посредников.

Подробнее логистические системы KANBAN , MRP , DRP рассмотрим на следующих лекциях.

10. Перспективы развития логистики в России

Остановимся кратко на проблеме развития логистики в нашей стране. Востребованность научных подходов и практических методов логистики совпала с началом перехода России к рыночным отношениям. Как показывает зарубежный опыт, потребность в конкретном теоретическом аппарате и практическом инструментарии логистического менеджмента зависела от условий, сложившихся на определенном историческом отрезке времени. К таким условиям относятся следующие: уровень развития производственных сил, уровень технологического развития, политическая обстановка , зрелость рыночных отношений.

К началу 90-х гг., т.е. начальному этапу перехода к рыночным отношениям, в России имелись определенные предпосылки для развития логистических идей в различных отраслях экономики. Их можно разделить на две большие группы: научно-теоретические и производственно-технические (технологические).

Научно-теоретические предпосылки связаны с вузовской подготовкой специалистов по широкому кругу дисциплин, прямо или косвенно имеющих отношение к логистике, а также большим количеством научных трудов и методических разработок, затрагивающих в той или иной степени проблемы логистики и составляющих ее теоретическую и научно-методическую основу. Это работы отечественных ученых в областях системного анализа, технической и экономической кибернетики, исследования операций, теории управления запасами, теории массового обслуживания.

Научно-технические предпосылки связаны с внедрением в различных отраслях промышленного производства систем управления материальным потоком (то, что мы сейчас называем прерогативой логистики).

На территории Российской Федерации остались и функционируют уже в рыночных отношениях объекты мощной складской системы и товаропроводящих систем, крупные автоматизированные транспортные комплексы, транспортные узлы и грузовые терминалы, контейнерные пункты, предприятия различных видов транспорта и связи, вычислительные и информационно-диспетчерские центры и т. п.

Таким образом, рассмотренные предпосылки создают фундамент для интенсивного внедрения логистической концепции управления в сферах производства и обращения экономики России. Однако необходимы быстрая и качественная подготовка кадров, развитие и совершенствование производственной, технической и технологической базы логистики в различных отраслях экономики, а также создание логистических товаропроводящих структур, микро - и макрологистических систем различного уровня.

Тема 2

ЛОГИСТИКА СНАБЖЕНИЯ

Целью данного раздела курса является представление базовых теоретических знаний и практических навыков в области принятия управленческих решений, связанных со снабженческой (закупочной) деятельностью.

Задачи настоящего раздела: определение роли и важности логистики снабжения в логистической системе; изучение теоретических основ организации функционального цикла снабжения; изучение теоретических основ организации снабжения на предприятии; изучение методики выбора квалифицированных поставщиков; изучение сущности и преимуществ электронного снабжения.

В рамках темы раскрываются следующие вопросы: понятийный аппарат и сущность логистики снабжения; функциональный цикл снабжения и механизм функционирования логистики снабжения; методика выбора поставщика; виды закупок; способы организации снабжения на предприятии; применение современных технологий в процессе снабжения предприятия материальными ресурсами.

Глоссарий

Логистика снабжения — комплекс взаимосвязанных операций по управлению материальными потоками в процессе обеспечения организации материальными ресурсами и услугами.

Объект логистики снабжения — материальный поток (МП) и услуги, циркулирующие в функциональном цикле снабжения.

Потребность в материальных ресурсах — объем продукции производственно-технического назначения определенного ассортимента и качества, необходимый для обеспечения непрерывного производственного процесса и выполнения программы выпуска продукции.

Общая потребность — потребность в материальных ресурсах, которая включает в себя валовую потребность на производственную программу и зарезервированный объем сырья, материалов и комплектующих для специального использования.

Валовая, или брутто-потребность — потребность в материальных ресурсах на производственную программу без учета имеющихся производственных запасов и готовой продукции.

Чистая, или нетто-потребность — потребность в материальных ресурсах на производственную программу с учетом имеющихся заделов на рабочих местах и запасов готовой продукции.

Первичная потребность — потребность в изделиях, договоры на производство и поставку которых уже заключены, т. е. в изделиях, выпуск которых имеет приоритет.

Вторичная потребность — потребность в изделиях, подлежащих изготовлению в рамках производственной программы, но договоры, на поставку которых еще не заключены.

Третичная потребность — потребность на производственную программу во вспомогательных материалах производственного назначения.

Ведомость/спецификация материалов — упорядоченный список всех составляющих, необходимых для производства конкретного продукта. В нем показываются материалы, запасные части и комплектующие, а также последовательность, в которой они используются.

Задача MOB (« Make or Buy » — сделать или купить), — задача, заключающаяся в обосновании решения вопроса о самостоятельном производстве необходимых материальных ресурсов или закупке их у внешнего источника.

Заказ на закупку — предложение потребителя поставщику изготовить (поставить) продукцию с указанием ассортимента, количества, качества, срока поставки или выполнить работу, оказать услугу.

1. Логистика снабжения, ее место в логистической системе

1.1. Различие терминов

Ни одно предприятие, будь то производственное, торговое или относящееся к сфере услуг, не является самодостаточным. Все организации в разной степени зависят от сырья, материалов и услуг, которыми их обеспечивают другие организации (например, помещение, тепло, свет, средства связи, офисное оборудование и т. д.). Осуществление закупок и снабжения — одна из основных функций в каждой организации.

Термины «закупка» и «снабжение» почти взаимозаменяемы. В общем понимании термин «закупка» описывает процесс покупки: осознание необходимости, поиск и выбор поставщика, переговоры о цене, а также прочие условия, например связанные с доставкой товара. Иными словами, при использовании понятия «закупка» имеют в виду фактическую покупку. Термин «снабжение» имеет более широкое значение. Оно может включать различные типы приобретений (закупку, аренду, выполнение по контракту и т. д.), а также связанные с этим операции (активности): выбор поставщиков, проведение переговоров, согласование условий, экспедирование, мониторинг показателей работы поставщиков, грузопереработку материлов, транспортировку, складирование и приемку товаров, полученных от поставщиков).

Как правило, снабжение самостоятельно не занимается перемещением материалов, а организует его. Оно информирует поставщиков о необходимости поставки тех или иных материалов, производит обмен прав собственности на материалы, т. е. в первую очередь связано с обработкой информации. В широком смысле снабжение образует основное звено между организациями, входящими в цепь поставок, и служит механизмом координации материального потока между потребителями и поставщиками, точнее логистического канала снабжение отправляет назад по каналу сообщения о том, чего хотят потребители, и вперед — сообщение о том, что поставщики могут предложить. После этого начинаются переговоры, уточняющие условия каждой поставки.

Снабжение важно также потому, что на него приходится значительная доля расходов. Типичный производитель тратит 60% на материалы, снабжение непосредственно отвечает за большую часть расходов компании, и даже относительно небольшие улучшения в этой области могут принести существенные выгоды.

Следует отметить также, что снабжение по своим логистическим характеристикам существенно отличается от материально-технического обеспечения. На типичном производственном предприятии за поступление материалов и компонентов от внешних источников в нужное место и в нужное время отвечает снабжение, а обслуживание всех потребностей в перемещении материалов и полуфабрикатов внутри предприятия во время производственного процесса классифицируется как материально-техническое обеспечение.

1.2. Место логистики снабжения в логистической системе

Логистиика снабжения является первой логистической подсистемой, основная цель которой — управление материальными потоками и услугами в процессе обеспечения организации материальными ресурсами и услугами (рис. 2.1).

В обобщенном виде цель снабжения — гарантировать, чтобы организация имела надежную поставку материалов соответствующего качества, необходимого объема, в нужное время, от квалифицированного поставщика с высоким уровнем сервиса и по приемлемой цене.

Исходя из этого, можно сформулировать основные задачи логистики снабжения;

  • налаживание надежного и непрерывного материального потока для обеспечения бесперебойного функционирования организации. Дефицит сырья, топлива, энергии и т. п. может привести к остановке производства, сокращении объемов производства, следовательно, и объемов реализации, невыполнению своих обязательств перед заказчиком в срок;
  • поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складе;
  • развитие отношений с подразделениями, использующими эти материалы. Деятельность снабжения не может быть эффективной без сотрудничества с другими подразделениями организации. Например, информация о требованиях к сырью в отдел закупок поступает от главного инженера и производственного отдела. На основании данных отдела закупок бухгалтерией производится расчет с поставщиками;
  • поиск компетентных поставщиков, тесное взаимодействие с ними и формирование выгодных отношений. Например, если предприятие закупает программное обеспечение у поставщика, который впоследствии не может обеспечить его долговременного обслуживания (т. е. модификацию и обновление), то первоначально выгодная цена обернется высокой стоимостью содержания всей системы;
  • поддержка и повышение качества закупаемых материалов подразумевают, что производство продукции или оказание услуг должны осуществляться с определенным уровнем качества, иначе конечный продукт или будут отвечать принятым требованиям и не смогут обеспечить конкурентоспособности товаров и услуг;
  • договоренность о наименьшей общей стоимости с сохранением должного уровня качества, количества, условий доставки и сервиса;
  • повышение конкурентоспособности. Контроль над всеми расходами сети снабжения позволяет выявить операции (деятельность), не приносящие прибыли или требующие дополнительного времени (как, например, дополнительное хранение на складе, транспортировка и проверка), повысить конкурентоспособность организации в целом. Кроме того, отдел закупок несет ответственность за обеспечение равномерного потока сырья, необходимого для производства продукции и предложения услуг, чтобы ответить по своим обязательствам перед поставщиками по условиям поставки продукции.

2. Механизм функционирования логистики снабжения

Регулярное поступление потока материалов, комплектующих изделий или готовой продукции на производственные предприятия и объекты сферы распределения требует выполнения определенных операций (рис. 2.2): определения потребности в материальных ресурсах; выбора источника ресурсов; размещения и отсылки заказа; транспортировки (экспедирования); получения и проверки поставки. Все эти действия необходимы для полного завершения процесса снабжения.

Рассмотрим подробнее основные логистические операции снабжения.

2.1. Определение потребности

Любая закупка начинается с определения потребности в материальных ресурсах организации. На данном этапе решаются вопросы: что, сколько и когда необходимо закупить.

Первичная потребность определяется как потребность в изделиях, договоры на производство и поставку которых уже заключены, т. е. в изделиях, выпуск которых имеет приоритет. Вторичная потребность — потребность в изделиях, подлежащих изготовлению в рамках производственной программы, но договоры, на поставку которых еще не заключены. Третичная потребность — потребность на производственную программу во вспомогательных материалах производственного назначения.

2.1.1. Методы и методика определения потребности в ресурсах

Определение потребности в материальных ресурсах можно осуществлять тремя методами:

детерминированным — для расчета вторичной потребности в материальных ресурсах при известной первичной на основе планов производства и нормативов расхода;

стохастическим — для расчета потребности на основе вероятностного прогноза с учетом тенденции изменения потребностей за прошлые периоды;

экспертным — для расчета потребности на основе опытно-статистической оценки экспертов.

Выбор метода зависит от особенностей материальных ресурсов, условий их потребления и наличия соответствующих данных для проведения необходимых расчетов.

Характеристика методик планирования материальных потребностей будет рассмотрена в разделе «Логистика производства».

Наиболее распространенной методикой определения потребности в материальных ресурсах является календарный метод планирования MRP - систем.

MRP - система основана на программе производства конечного продукта. Данный метод определения потребности в материальных ресурсах использует большой объем информации, которая поступает из следующих источников:

  • основного графика, где указывается объем каждого продукта, изготавливаемого в каждый период времени;
  • ведомости спецификации материалов, где перечисляются материалы, необходимые для производства каждого продукта;
  • учетной документации по запасам, где показано наличие материалов.

Ведомость / спецификация материалов — это упорядоченный список всех составляющих, необходимых для производства конкретного продукта. В ней также указываются материалы, запасные части и комплектующие, а также последовательность, в которой они используются.

При определении потребности для составления расписания поставок по каждому необходимому материалу применяется спецификация на материалы совместно с основным графиком.

Основными этапами определения потребности являются:

  • определение валовой потребности в ресурсах с использованием основного графика и спецификации на материалы;
  • определение чистой потребности путем вычитания уже имеющегося запаса и объема заказов, которые должны поступить. Затем составляется производственный график с указанием времени начала работ, обеспеченных чистой потребностью;
  • установление объема заказов и времени их размещения на основании графика использования материалов и информации о времени выполнения заказа.

Преимущество данной методики расчета потребности в материалах заключается в том, что закупки и производство планируются, исходя из потребностей в конечном продукте.

Валовая или брутто-потребность – это потребность на производственную программу без учета имеющихся производственных запасов и готовой продукции.

Чистая или нетто- потребность – это потребность в сырье, материалах, комплектующих изделиях на производственную программу с учетом имеющихся заделов на рабочих местах и запасов готовой продукции.

2.2. Вопрос «производить или закупать?»

После определения потребности в материальных ресурсах и прежде чем определять возможных поставщиков, необходимо принять решение, закупать те или иные виды материальных ресурсов либо производить самим. Вопрос «производить или закупать», так называемая «задача МО В » (« Make or Buy » — сделать или купить), является важным стратегическим решением для каждой организации. Суть задачи заключается в обоснованном решении вопроса о самостоятельном производстве нужных предприятию деталей, комплектующих изделий и т. д. или покупке их у иного производителя. Для принятия окончательного решения обычно оцениваются соответствующие затраты и достижимый уровень качества.

При решении задачи MOB в каждом конкретном случае необходимо учитывать ряд факторов положительного и отрицательного действия.

На решение производить, а не закупать могут повлиять следуют факторы:

производство данного изделия является частью основной деятельности организации;

потребность в комплектующем изделии стабильна, достаточно велика, и оно может быть изготовлено на имеющемся оборудовании;

требования качества так точны или необычны, что могут понадобиться особые методы обработки, которыми поставщики не располагают;

наличие гарантированного снабжения или баланса снабжения и потребности;

сохранение технологических секретов;

обеспечение постоянного функционирования собственных производственных мощностей;

независимость от источника поставок.


Логистика – новое направление в организации движения грузов. /1/.

Логистика - процесс управления и хранения сырья, полуфабрикатов, готовой продукции в хозяйственном обороте фирмы с момента уплаты денег поставщикам, до момента получения денег за доставку готовой продукции /2/.

Логистика – управление материальными потоками в сфере производства и обращения /3/.


  1. В чем заключается основная цель логистической системы?
Цель деятельности в области логистики определяется «шестью правилами логистики»: необходимо произвезти и доставить груз – нужный товар, в нужном количестве и качестве, в необходимое место и время с минимальными затратами /1/.

  1. Груз – нужный товар

  2. Груз в необходимом количестве

  3. Груз необходимого качества

  4. Груз в нужное место

  5. Груз в нужное место

  6. Груз с минимальными затратами
Для достижения поставленных целей формируется логистическая система. Цель считается достигнутой, если шесть правил выполнены.

  1. Когда возникла интегрированная логистика?

Четвертый этап: 90-е годы. Интеграция – формирование единой интегрированной логистической системы от источника сырья до конечного потребителя.


  1. С именами каких ученых связано происхождение термина "Логистика»
А.А.Джомени, Лейбниц, Павелек, Мате, Тиксье, Конверс, Дракер, Портер, Сток, Бенсон, Уайтхэд.

  1. Что является объектом исследования Логистики?

Объектом изучения логистики являются параллельно протекающие материальные, информационные и финансовые потоковые процессы /1


  1. Что из перечисленного ниже является логистической операцией

Логистические операции - это совокупность действий, направленных на преобразование материальных и /или информационных потоков и их перемещение

7. Какие существуют виды материальных потоков?


  • по отношению к логистической системе – внутренние, внешние, входные, выходные;

  • по натурально вещественному составу – одноассортиментные, многоассортиментные;

  • по количеству груза – массовые, крупные, мелкие;

  • по удельному весу – тяжеловесные, легковесные;

  • по степени совместимости совместимые, несовместимые;

  • по консистенции груза – насыпные, навалочные, наливные, тарно-штучные

8. В каких единицах измеряется М.П.?
Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (тонны, штуки, килограммы), а в знаменателе – единица измерения времени (сутки, месяц, год)

9. Что такое логистический канал?
Логистический канал – частично упорядоченное множество различных посредников осуществляющих доведение материального потока от производителя к потребителю
10. Что такое логистическая цепь?
Логистическая цель – линейно упорядоченное множество участков логистического процесса осуществляющих доведение материального потока от одной логистической системы к другой /1/.
11. Что такое математическая модель?
Процесс установления соответствия данному реальному объекту некоторого материального объекта. В логистике применяют 2 вида математического моделирования: аналитическое и имитационное.

12. Что является методологической основой логистики?
Современная теория логистики базируется на четырех науковедческих дисциплинах: системный анализ, кибернетический подход, исследование операций, прогностика
13. Какие операции относятся к закупочной логистике?
1 Исследование рынка закупок

2 Анализ цен приобретаемых товаров

3 Выбор поставщика

4 Установление рациональных хозяйственных связей с поставщиком

5 Определение потребностей в предметах МТС, обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них

6 Организация способа поставок закупаемых материалов

7 Организация хранения материалов

8 Обеспечение качества поставляемого сырья


14. Какие виды систем организации снабжения Вы знаете?

  • макрологистические системы – крупные системы управления материальными потоками на уровне региона, отрасли, страны или нескольких стран. Звеньями этих систем являются отдельные предприятия, формирующие материальные потоки. В рамках макрологистических систем выделяются: логистические системы с прямыми связями (без посредников), эшелонированные логистические системы (с посредниками), смешанные;

  • микрологистические системы – система управления материальными потоками на уровне предприятия. Элементами этих систем являются, как правило: подсистема закупок, склады, транспорт, подсистема планирования запасов сырья и материалов, подсистема информации, подсистема кадры, подсистема сбыта, подсистема обслуживание производства.

15. "Канбан" в переводе означает…Карта

16. Что собой представляет логистическая система "канбан"

Тянущие системы – системы организации производства, в которых детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости. Производственная программа отдельного технологического звена определяется размером заказа последующего звена. К тянущим системам относят систему Канбан (карточка заказа) которая разработана фирмой «Тойота». Достоинства: быстро и эффективно реагирует на изменение спроса и не требует тотальной компьютеризации, однако требует высокой дисциплины поставок.
Реализация «тянущихся» микро-логистических систем. Организация непрерывного производственного потока, способного к быстрой перестройке и не требующий страховых запасов. Производитель не имеет общего жёсткого графика производства, а оптимизирует свою работу в пределах заказа. Средством передачи информации являются карточки: отбора и производственного заказа.
17. Что собой представляет концепция МРП

Толкающая система – система организации производства, в которой материальный поток «выталкивается» получателю по команде из центральной системы управления. Материальный поток, который поступает на производственный участок, непосредственно этим участком у предыдущего не заказывается. Переполненный предыдущий участок «проталкивает» часть продукции на последующий участок как бы под напором. Данная система требует тотальной компьютеризации производства. Наиболее распространенная система толкающего типа называется МРП (МRP). Ее функции: планирование потребности в материалах; прогнозирование уровня потребности с учетом рыночной конъюнктуры; контроль скорости оборачиваемости материалов. К недостаткам НРП относится недостаточно точное отслеживание спроса и обязательное наличие страховочного запаса.
18. Что собой представляет система ДРП
Система базируется на потребительском спросе, который не контролируется фирмой. Система работает в условиях неопределённости спроса. Планируют и регулируют уровни запасов на базах и складах фирмы в собственной товаропроизводящей сети сбыта или у оптовых торговых посредников. Имеется система графиков которые координируют весь процесс поставок и пополнения запасов ГП.

19. Какой вид транспорта является самым дешевым

морской
20. Какие виды тарифов использует авто - транспорт
Автомобильный транспорт использует следующие виды тарифов: сдельные, на условиях платных автотоннах часов, за повременное пользование грузовыми авто, из покилометрового расчет, за перегон подвижного состава, договорные /5/.

На размер тарифной платы влияют расстояние перевозки, масса груза, объемный вес груза, вид подвижного состава (за специальный транспорт – дороже).

Базовым является универсальное автотранспортное средство грузоподъемностью 23т с объемом кузова 68-72 куб. Использование любого автотранспортного средства идет с надбавок. Особенно дорого использование

21. Какие виды тарифов использует Ж/Д транспорт
Железнодорожные тарифы подразделяются по видам и формам построения

По видам тарифы подразделяются на общие, исключительные, местные, льготные.

По форме построения грузовые тарифы подразделяются на табличные и схемные.
Все ныне действующие в России железнодорожные тарифы опубликованы в Прейскуранте 10-01 «Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки». При международных перевозках используется Международный транзитный тариф (МТТ), являющийся приложением к Соглашению о международном грузовом сообщении (СМГС). Участники СМГС – Россия, страны СНГ, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Болгария, Румыния
22. Какие операции относятся к распределительной логистике?

23. Что такое гарантийный запас?


  • гарантийные (страховые) – для непрерывного снабжения (при нормальных условиях работы фирмы эти запасы неприкосновенны).

24. Какие издержки служат критерием оптимизации запасов?
Критерием оптимизации запасов является минимум совокупных издержек:

- издержек хранения товаров (Затраты на складское хранение, платежи за аренду, текущие затраты, страховые и налоговые издержки)

- издержки выполнения заказа (оформление заказа, оформление договора о поставке, транспортные издержки)
25. Какие издержки относятся к издержкам хранения запасов?
Затраты на складское хранение, платежи за аренду склада, текущие затраты, страховые и налоговые издержки, потери от разрушения и порчи.
26. Какие издержки относятся к издержкам выполнения заказа?

Оформление заказа, оформление договора о поставке, транспортные издержки, о коммуникации с поставщиками.

27. Что является регулирующими параметрами для системы с фиксируемым размером заказа?

В системе с фиксированным размером заказа контролируется уровень запаса, и если количество запасов падает ниже установленного уровня, выдается заказ на восполнение запасов. Заказывается всегда одно и то же количество.

Таким образом, фиксированными величинами в данной системе являются:


  • пороговый уровень (ПУ), при котором повторяется заказ;

  • заказываемое количество товара (Q отп)

28. Какие параметры являются регулирующими для системы с фиксированным интервалом времени между заказами?
В система с фиксированным интервалом времени между заказами запасы на восполнение возмещаются с заданным интервалом времени между заказами, а размер партии не постоянен и зависит от имеющегося остатка.

Через постоянные промежутки времени проводится проверка состояния запасов, если после предыдущей проверки было израсходовано некоторое количество материалов, то подается заказ на восполнение до максимального желаемого уровня.

29. Что такое система «Минимум – максимум»
Система «min-max» - ориентирована на работу при систематических сбоях поставки. Пополнение запасов идет в момент достижения ПУ (уровень min),а максимально желаемый запас выполняет роль уровня max, до которого пополняется запас. Размер заказа определяется следующим образом: если текущий запас Q больше уровня min, то пополнения не происходит; если Q меньше или равен min, то размер заказа определяется по формуле
30. Что собой представляет система с установленной периодичностью пополнения запасов до установленного уровня
Эта система ориентирована на работу при значительных колебания потребления, заказы здесь производятся в установленные моменты времени и при достижении запасом порогового уровня.

Таким образом, запасы делятся на две категории:


  • плановые заказы, размер заказа определяется по формуле (7)

  • дополнительные заказы, раз мер заказа в этом случае рассчитывается по формуле

31. Виды Информационных систем .
Логистические информационные системы делятся на три группы: плановые, диспозитивные (диспетчерские), исполнительные (оперативные).

Плановые системы - создается на административном уровне управления и служат для принятие решений стратегического характера. С помощью этих систем решают следующее задачи:


  • создания и оптимизация звеньев логистической цепи;

  • управление условно – постоянными данными;

  • планирование производства;

  • общее управление запасами.
Диспозитивные системы создается на уровне управления цехом или складом. Решаемые задачи:

  • детальное управление запасами (местами складирования);

  • распоряжение внутрискладским или внутризаводским транспортом;

  • отбор грузов по заказам, их комплектация, учет отправляемых грузов.
Исполнительные системы создается на уровне оперативного управления, обработка информации в этих системах осуществляется в режиме реального масштаба времени. Этот режим позволяет получать информацию о движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать управляющие воздействия на объект управления.

32. Код EAN - 13
EAN-13 (UPS) – применяется для кодирования товаров произведенных в Европе, а код UPS – в Канаде, США. Код EAN-13 получил широкое распределения в сфере обращения товаров народного потребления.

На этапе запуска в производство товару присваивается 13-значный цифровой код. Каждой цифре кода соответствует определенный набор штрихов пробелов. Первые три или две цифры обозначают код страны, принято называть эту часть кода флагом. Следующие четыре цифры – индекс предприятия - изготовителя товара.

Следующие пять цифр предоставляются изготовителю для кодирования своей продукции по собственному усмотрению.

Таким образом, первые двенадцать цифр штрихового кода EAN-13 идентифицируют любой товар в общей совокупности товарной массы.

Тринадцатая цифра представляет собой контрольную цифру, рассчитываемую по специальному алгоритму на основе 12 предшествующих.
33. Оптимальный уровень обслуживания в системе логистического сервиса фирмы.
70%

34. Какие операции относятся к оказанию сервисных логистических услуг.

Виды работ в области логистического сервиса.

1 Предпродажные:


  • Определение политики фирмы в сфере оказания услуг,

  • Планирования услуг.
2 Работы в процессе продажи товаров :

  • исполнение заказов (подбор ассортимента, упаковка, формирование грузовых единиц),

  • обеспечение надежности поставки,

  • предоставление информации о прохождении груза.
3 Послепродажные услуги

  • гарантийное обслуживание,

  • обязательства по рекламации,

  • обмен.
страница 1
Краткое содержание параграфа. Логистика - наука, предметом которой является процесс доставки продукции от производителя до потребителя как единый материально-стоимостной процесс, т. е. и как процесс ее движения, и как процесс ее обмена на деньги.
Логистика - наука экономическая. Собственно технические процессы доставки продукции изучаются в соответствующих технических науках. Логистика изучает «технический» процесс доставки только с точки зрения его влияния на стоимость (цену) доставляемой продукции, которая с общеэкономических позиций должна быть доставлена потребителю в заданные сроки и при минимальных общественно необходимых затратах.
Основными целями логистической науки как практической науки, т. е. обслуживающей интересы конкретных участников рынка, являются разработка путей и методов минимизации расходов участников рынка на доставку продукции, а если речь идет о логистических услугах - то максимизации прибыли от их оказания.
Основными задачами логистической науки являются: концептуальная, методическая, расчетная, управленческая, организационная и др.
Эти задачи проявляются в логистических функциях: стратегическая, координационная, реализационная, расчетная, информационная и др.
Важнейшими методами логистической науки являются методы планирования и прогнозирования, экономико-математические методы, методы создания, ведения и использования информационных баз данных и др.

Понятие логистики. Логистика есть наука, которая изучает материальный процесс доставки продукции от ее производителя до ее потребителя в увязке с процессом ее денежного (стоимостного) обращения на рынке.
Выражаясь короче, логистика - это наука, изучающая процесс доставки продукции от ее производителя до потребителя.
Поскольку доставка продукции есть всегда одновременно и материальный и рыночный («стоимостной») процесс, постольку логистика изучает материальные процессы лишь под углом зрения их влияния на стоимость (цену) доставляемой продукции.
В отличие от финансовых наук, которые изучают способы перемещения денег между участниками рынка, логистика изучает процессы доставки лишь продукции в натуральном и денежном выражении, но не самих денег.
Логистика не является наукой обо всей сфере обращения или о сфере обращения товаров вообще, ибо сфера обращения включает не только процессы собственно доставки продуктов, но и многие другие процессы, например связанные с обращением денег, ценных бумаг, со спекуляцией товарами и т. п.
Логистика изучает обращение продукции на рынке, но только как объективно происходящий (действительный) процесс ее доставки, а вовсе не как любые возможные операции с товарами на современном рынке.
Совокупность рыночных действий, совершаемых с доставляемой продукцией, включает процессы ее купли-продажи, заимствования, кредитования, гарантирования и др. В данном учебнике рыночная форма логистических процессов рассматривается преимущественно как купля-продажа продукции, а другие рыночные процессы, совершаемые с продукцией, рассматриваются обычно в других экономических дисциплинах, относящихся к финансам.
Логистика как экономическая, а не техническая наука. Логистика изучает процесс доставки продукции от ее производителя до ее потребителя, в котором она есть товар, а не вещь вообще. Поэтому логистика является экономической, а не технической наукой. Техническая наука изучает только сам какой-то материальный процесс безотносительно к его рыночной форме существования.
Логистика изучает не просто как «физически», «технически» или процессуально доставляется продукция (как вещь) от ее

производителя до ее потребителя, а каким образом достичь того, чтобы эта доставка обошлась дешевле участнику рынка, чтобы время доставки было минимально, чтобы доставка происходила лишь в нужные сроки, какие необходимо делать при этом стоимостные расчеты и др.
Знание общих основ технической стороны доставки продукции совершенно необходимо для того, чтобы правильно произвести соответствующие экономические расчеты. Например, не зная того, из каких процессов состоит складская операция, невозможно определить расходы на хранение подукции.
Как составная часть экономической науки вообще логистика имеет своей общеэкономической целью разработку путей и методов минимизации общественно необходимых затрат на доставку продукции в общественном процессе воспроизводства. Чем меньше своего совокупного рабочего времени общество тратит на процессы доставки продукции, тем больше этого времени остается у него либо для увеличения производства этой продукции, либо для занятий нематериальными видами деятельности - науками, искусствами, освоением космоса и т. п. сферами человеческой деятельности, которые нацелены уже не на «поддержание» материального бытия человека, а на всемерное развитие того духовного потенциала, который заложен в человеке от природы.
Логистика как прикладная экономическая наука. «Прикладная» наука в данном случае означает, что логистика служит преимущественно интересам участников рынка как частных собственников, а не абстрактным интересам общества вообще.
Логистика изучает процессы доставки продукции не с целью решения каких-то научных, социальных или иных проблем, имеющихся в обществе и представляющих интерес для всех его членов, а имеет своей главной целью научное обоснование путей и методов минимизации расходов на доставку продукции каждым участником рынка, что ведет к увеличению прибыльности его основной коммерческой деятельности.
Доставка продукции, как говорилось, не есть ни процесс ее производства, ни процесс ее потребления, а потому при прочих равных условиях потребитель продукции заинтересован в минимизации своих расходов на доставку, ибо это один из важнейших путей уменьшения его производственных расходов или экономии расходов на потребление.

В том случае, когда речь идет о логистических услугах, то очевидно, что их «производители», как и любые иные участники рынка, нацелены на увеличение прибыльности от этого рода коммерческой деятельности.
Логистика как наука призвана обобщать существующие пути и способы достижения этих целей участников рынка, а также находить новые возможности для снижения расходов на доставку, для увеличения прибыльности от оказания логистических услуг.
Основные цели логистической науки. Обобщая сказанное, логистика как прикладная экономическая наука имеет следующие основные цели, которые по сути одинаковы для всех такого рода наук. В самом общем виде эти цели могут быть сформулированы следующим образом (рис. 1.7): минимизация расходов на доставку - это разработка и обоснование путей и методов минимизации затрат участника рынка, связанных с процессом доставки продукции в том случае, когда этот процесс для него не является самостоятельным видом коммерческой деятельности, или, выражаясь иначе, когда доставка не является рыночной (платной) услугой, оказываемой этим участником рынка; максимизация прибыли от процесса доставки - это разработка и обоснование путей и методов максимизации прибыли участника рынка в результате операций по доставке продукции в том случае, когда этот процесс для него является самостоятельным (профессиональным) видом коммерческой деятельности, т. е. когда доставка - платная услуга, которую он оказывает другим участникам рынка.

Указанные цели логистики не противоречат друг другу, как это может показаться на первый взгляд, а лишь дополняют друг друга. Дело в том, что минимизация затрат по доставке продукции участника рынка означает, что он стремится максимизиро
вать прибыль от своей основной коммерческой деятельности, по отношению к которой доставка - лишь элемент его общих затрат.
Наоборот, максимизация прибыли от доставки продукции является целью участника рынка, для которого эта деятельность - основная коммерческая деятельность. При этом он, как и в первом случае, тоже будет стремиться минимизировать свои расходы на оказание какой-то услуги по доставке продукции. Ho в данном случае сокращение расходов на доставку автоматически означает увеличение прибыли от оказания платной услуги. В первом же случае уменьшение расходов на доставку не обязательно отразится в увеличении прибыли, ибо, например, ка- кие-то другие виды расходов участника рынка могут в этот раз возрасти, и потому его прибыль в целом не увеличится. (Однако следует заметить, если бы он не сократил свои расходы по доставке, то, возможно, его прибыль в целом вообще сократилась бы по сравнению с предшествующим уровнем.)
Необходимо всегда иметь в виду, что поскольку «потребители» логистических услуг и их «производители» - разные участники рынка, постольку в известных пределах их рыночные цели могут противоречить друг другу. Например, повышение цены какой-то услуги ведет к росту прибыли торговца или поставщика, но для покупателя этой услуги рост ее цены будет означать увеличение расходов на доставку продукции. В определенной мере логистическая наука призвана вырабатывать пути сглаживания такого рода противоречий.
В целом можно сказать, оптимизация затрат и прибыли по доставке продукции и есть главная цель логистики как прикладной экономической науки.
Основные задачи логистики как науки. Под задачами логистической науки понимаются частные цели, достижение которых способствует достижению ее более общих целей. К ним обычно относятся (рис. 1.8): концептуальная задача - это разработка логистических концепций, т. е. общих подходов к процессу доставки как единому и целостному процессу на современном рынке; методическая задача - это разработка методов достижения согласованности (координации) по срокам, затратам, ценам и т. п. всех действий участника рынка, связанных с доставкой продукции;



расчетная задача - это обоснование методов расчетов затрат и результатов в процессе доставки продукции; управленческая задача - это разработка методов управления процессами доставки; организационная задача - это обоснование организационных структур участников рынка, занимающихся логистической деятельностью; задача согласования - это согласование логистических целей и задач с целями и задачами других экономических наук и др.
Логистические функции участника рынка. Логистика - это наука, которая применяется каждым участником рынка в процессе его повседневной коммерческой деятельности. Участник рынка в большей или меньшей степени (в зависимости от наличия у него соответствующей информации о данной науке) использует достижения и рекомендации логистической науки, что проявляется в тех логистических действиях, или функциях, которые он осуществляет с продукцией, основываясь на выводах данной науки.
К основным логистическим функциям любого участника рынка относятся (рис. 1.9): стратегическая - это выбор стратегии, применяемой в доставке продукции; координационная - это согласование всех процессов доставки продукции, имеющих отношение к данному участнику рынка по всем материальным и стоимостным параметрам; реализационная - это собственно осуществление всевозможных процессов, связанных с доставкой продукции (ее покупка, продажа, транспортировка, хранение, перегрузка и т. д.);



расчетная - это осуществление всех необходимых денежных расчетов по определению затрат или выручки по процессам доставки продукции; информационная - это организация и ведение компьютерных и иных информационных баз данных о процессах доставки.
Перечисленные логистические функции носят самый общий характер, а участник рынка должен конкретизировать их применительно к своей специфической рыночной деятельности. Главное, чтобы какие-то важные логистические процессы не были «случайно» забыты. В то же время наука - это лишь определенное обобщение рыночных процессов, а потому участник рынка должен не только воспользоваться рекомендациями науки, т. е. уметь их применить, но и пытаться развить их далее в своей работе, поскольку рынок находится в постоянном изменении и развитии.
Методы логистики. Методы, применяемые в логистике, не отличаются от методов, применяемых в других экономических науках, и обычно они включают методы планирования и прогнозирования процессов доставки продукции, методы составления и использования информационных баз данных, экономико-математические методы и модели и др.

После перехода России на рельсы рыночной экономики в стране началось бурное развитие бизнеса. Однако и до настоящего времени в сфере делового сотрудничества существуют проблемы, касающиеся перемещения и доставки сырья, финансов, информации и готовой продукции. Вопросы организации всех этих процессов относятся к работе отделов логистики предприятия и отдельно взятых логистических компаний. Подобные мероприятия, несмотря на их кажущуюся легкость, достаточно сложны и трудоемки. Именно поэтому работа в логистике требует не только опыта в этой сфере, но и значительного объема знаний.

Определение понятия

Что подразумевает термин «логистика»? Он означает управление потоками информации, финансов и товара. В связи с этим работа в логистике заключена в нахождении наиболее рационального способа перемещения продукта в цепочке, начальным звеном которой является производитель, а конечным - получатель или потребитель. Сложность осуществления данного процесса заключена в необходимости организации строгого контроля. Он должен вестись с момента получения заявки и информации о предстоящих перемещениях до выпуска готовых изделий, их хранения на складе и доставки.

В чем заключается работа (логистика)? Специалист, которому предстоит решение подобных задач, должен выстроить процесс таким образом, чтобы предприятие получило максимальную прибыль, понеся при этом минимальные затраты. Но при этом экономить средства понадобится с умом. Ведь покупатель настроен получить товар самого высокого качества, имеющего разумную для него стоимость. Кроме того, все перемещение продукции должно быть осуществлено в предельные сроки, которые предусматривают соблюдение необходимого уровня качества обслуживания.

Предмет, цели и задачи

Итак, мы рассмотрели понятие логистики. Задачи и функции логистики, а также ее предмет и цели прямо вытекают из данного выше определения. Начнем с предмета этой науки. Им в логистике является управление, осуществляемое над потоками ресурсов отдельного предприятия, а также контроль над состоянием сырья, материалов и товаров. Из этого следует цель данной дисциплины. Она состоит в повышении эффективности деятельности организации, что возможно при нахождении способов максимально выгодного перемещения средств, финансов и товара.

Все работы, выполняемые в логистике, призваны решать следующие задачи:

  • управлять движениями товара;
  • осуществлять контроль над организованными потоками информации, финансов, услуг и готовой продукции;
  • прогнозировать потребность предприятия в ресурсах;
  • планировать перемещение материальных ценностей.

Представляют собой укрупненную группу операций по доставке товаров, выполнение которых необходимо для достижения поставленных целей. В их перечень входят:

  • работы по формированию хозяйственных связей, необходимых для решения вопроса поставки товара или оказания услуг, а также их развитие, рационализация и корректировка;
  • определение направлений и объемов ценностей;
  • расчет прогнозных оценок потребности в перевозках;
  • размещение, развитие и организация на предприятии складского хозяйства;
  • определение оптимального маршрута перемещения товаров через места их хранения;
  • в сфере обращения;
  • проведение перевозок и сопутствующих им операций в пути следования груза;
  • выполнение таких операций, как маркировка и упаковка, погрузка и предварительная подготовка к ней;
  • управление операциями по приемке и хранению груза, а также по организации его перемещения мелкими партиями.

Для всех перечисленных выше логистических функций характерны две основные особенности. Они заключены в том, что:

  • весь комплекс работ подчинен достижениям единой цели;
  • носителями всех этих функций являются субъекты - участники логистического процесса.

Когда же может быть дана оценка эффективности проделанной работы? Функции службы логистики на предприятии оцениваются только на этапе достижения конечной цели.

Создание отдела, управляющего передвижением товара

Роль логистики в работе современного промышленного предприятия достаточно велика. Именно поэтому руководство любой компании должно позаботиться о создании отдела, который будет систематизировать процессы перемещения товаров. Подобное подразделение, находящееся в структуре предприятия, должно внедрять в повседневную жизнь предприятия Служба должна находиться в прямом подчинении руководителя компании.

Предприятия, имеющие подобный отдел, объединяют все функции, без которых невозможно эффективное выполнение заказов, в мощный механизм, с помощью которого решаются задачи любой степени сложности на профессиональном уровне и с большой ответственностью. Но при этом стоит иметь в виду, что работа в отделе логистики не должна быть подменой деятельности соответствующих структурных подразделений. Организационно все звенья управления компанией должны быть построены таким образом, чтобы взаимодействовать со службой, занимающейся вопросами перемещения материальных ценностей. Это, в свою очередь, позволит оптимизировать деятельность и обеспечит устойчивость предприятия.

Задачи отдела

В должностные обязанности специалистов службы логистики не входит обязанность в устранении сбоев, а также в разрешении конфликтных ситуаций и возникающих проблем. Их функцией является координация и анализ выполнения крупных блоков задач. Управление в логистике представляет собой согласование операций, направленных на достижение основной цели предприятия.

Отдел, координирующий пути перемещения товаров, должен тесно взаимодействовать со всеми функциональными подразделениями фирмы, оптимизируя их деятельность и создавая компании определенную системную устойчивость.

Направления влияния

Отдел логистики, будучи отдельной структурой на предприятии, влияет на решение следующих вопросов:

  • взаимодействие с таможенными службами, налоговыми инспекциями и другими государственными органами;
  • обработку входящей информации о заказах, существующих клиентах, точках доставки, а также ее переосмысление с целью оптимизации перемещения грузов;
  • сырьевые запасы, так как одной из задач, стоящих перед логистом, является своевременное и бесперебойное обеспечение клиентов продукцией, что требует контроля над ее выпуском;
  • закупка (она находится под контролем отдела логистики, так как влияет на процесс сбыта).

Несмотря на широкий спектр поставленных перед отделом задач, работа в логистике не означает физической подмены соответствующих функциональных подразделений компании. Ведь, как правило, объемы и количество заказов могут быть таковыми, что они просто не позволят специалисту, призванному координировать потоки материальных ценностей, детально и качественно охватить все грани выполнения поставок. Именно поэтому столь важно понять, что заключается в управлении заказами, а координировать эти процессы должны иные соответствующие подразделения предприятия.

Примеры использования

Насколько востребована данная специальность? Логистика - это незаменимое звено, которое необходимо на любом этапе предпринимательской деятельности. Примером тому может служить организация производства продуктов питания:

  1. На первом этапе происходит планирование бизнеса. При этом логистика позволяет правильно рассчитать выгоду от размещения производства в выбранном месте. Только специалист данного направления сможет дать ответ на вопрос, рациональной ли явится деятельность с позиции затрат на доставку сырья, а также в связи с удаленностью от их точек нахождения. Стоит иметь в виду, что те задачи, которые предприниматель ставит перед логистом, должны быть решены в самые короткие сроки.
  2. После открытия производства и начала выпуска готовой продукции понадобится организовать ее сбыт. Планирование в логистике - это весьма важный процесс. Особенно если дело касается скоропортящейся продукции, такой как хлеб, молоко, колбасные изделия. Ведь в данном случае скорость и налаженность процесса сбыта в конечном итоге будет способствовать отсутствию потерь предприятия. Помимо этого, на этапе, когда еще только формируются отношения с клиентами, становится очень важной доставка товара в желаемые сроки.
  3. Управление сбытом. На данном этапе осуществляется тесное взаимодействие отдела логистики с другими структурными подразделениями предприятия. Наиболее плотно он работает с маркетингом. Управление в логистике представляет собой организацию слаженной деятельности всех структур компании, что обеспечит полное и точное выполнение поставленных задач.

Многогранность

Работа в логистике требует выполнения большого количества операций. В этом и заключается многогранность данной деятельности, которая необходима для следующего:

  • заключения и контроля выполнения договоров с покупателями и поставщиками;
  • организации перевозки (порой и доставки требуемых материалов);
  • контроля управления запасами предприятия;
  • решения вопросов, возникающих с органами таможни;
  • анализа имеющихся потребностей рынка;
  • разработки и заключения договоров с заказчиками, в которых учтены правовые и юридические аспекты.

Взаимосвязь с маркетинговой службой

Работа специалиста по перемещению товара, а также того, кто занимается ее сбытом, особенно тесно соприкасается на этапе реализации произведенной продукции. При этом конечная цель деятельности отделов логистики и маркетинга - повышение объемов продаж при организации наиболее качественного процесса реализации. При этом решаются следующие общие задачи:

  • организация и построение сети, распределяющей отгрузку товаров в зависимости от их востребованности, а также минимизация затрат;
  • выбор упаковки и тары для товара, чтобы они привлекали клиента и обеспечивали целостность груза;
  • разработка ценовой политики, что позволит изменить стоимость товара как в сторону ее уменьшения, так и в сторону увеличения.

Управление перемещением товара

Чем же конкретно занимается работник, у которого специальность - логистика?

Он, состоя в организационной службе предприятия, делает следующее:

  • разрабатывает оптимальные маршруты, позволяющие осуществить доставку товара при максимально полной загрузке транспорта, в кратчайшие сроки и с сохранением необходимого качества грузов;
  • проводит необходимые расчеты, направленные на сокращение расходов на перевозки, что может быть осуществлено при использовании одного транспортного средства, доставляющего сразу несколько партий грузов в одном направлении;
  • отвечает за сохранность товара при его перевозке, что обеспечивается безопасностью маршрута, быстрой загрузкой и разгрузкой продукции, а также расчетом влажностных и температурных условий транспортировки;
  • эффективно взаимодействует с другими структурными подразделениями компании, что позволяет увеличить прибыль, сократить затраты и повысить рентабельность.

Задачи служб логистики

Инфраструктура крупного предприятия порой состоит из целого комплекса отдельных объектов, находящихся на значительном расстоянии друг от друга. В связи с этим отдел логистики представляет собой разные службы, контролирующие те или иные сферы деятельности компании. Например, их работа может касаться транспортировки грузов и складского хранения материальных ценностей. При таких служб состоит в организации нормального функционирования всех цепочек, связующих объекты предприятия и обеспечения их грамотного взаимодействия.

Так, транспортный логист ведет работу по планированию маршрутов, а также устанавливает порядок перемещения грузов. Он подготавливает все необходимые документы, которые сопровождают товар, и осуществляет последующий контроль над всеми этапами перемещения материальных ценностей. Кроме того, такой специалист занимается вопросами страхования перевозимых товарных ценностей, а также готовит таможенные документы.

Не менее важной является работа в складской логистике. Она представляет собой организацию деятельности всех терминалов и комплексов, ответственных за хранение продукции и материалов. В обязанности такого логиста входят вопросы определения порядка не только размещения, но и хранения продукции. Кроме того, он должен сформировать четкую схему, позволяющую своевременно обработать товарные и материальные ценности. Опытный логист по складскому хозяйству способен подобрать оборудование для хранения и организовать эффективное использование имеющихся полезных площадей.

Карьерный рост

Менеджеры по логистике, как правило, начинают свою деятельность с должности ассистента. Это помощник, подготавливающий необходимую документацию, а также обрабатывающий различную информацию по каждому этапу перемещения материальных ценностей.

На этом этапе работы человек может определить ту область деятельности, по которой получит развитие его дальнейшая карьера логиста. Однако, для того чтобы подняться на высшую профессиональную ступень, понадобится диплом, подтверждающий получение высшего образования. Каким оно должно быть? Существуют вузы, которые дают профильное образование, но, кроме того, на должность логиста могут претендовать экономисты и специалисты по таможенному делу.

Наиболее востребованными у работодателей являются логисты, получившие международные сертификаты и прошедшие курсы повышения квалификации. При этом хороший менеджер должен обладать отличными аналитическими и организаторскими способностями. При работе с зарубежными партнерами понадобится также знание иностранного языка.

Менеджером, работающим в логистике, может стать только ответственный человек, ведь на его плечи лягут обязанности по обеспечению непрерывной деятельности всей компании. Кроме того, такой специалист должен обладать хорошими навыками общения и легко налаживать контакты с людьми. В работе ему понадобится и такое качество, как стрессоустойчивость. Ведь такой специалист испытывает постоянное давление со стороны перевозчиков, поставщиков и руководства.

Страница 1 из 2

Главная идея логистики – организация в рамках единого потокового процесса перемещения материалов и информации на протяжении всей цепочки от производителя к потребителю. Принципы логистического подхода требуют интеграции материально-технического обеспечения, производства, транспорта, сбыта и передачи информации о перемещении товарно-материальных ценностей в единую систему, что должно повысить эффективность работы в каждой из этих сфер и межотраслевую эффективность.

Таким образом, цель логистики – оптимизация цикла воспроизводства путем комплексного, ориентированного на потребность, формирования потока материалов и информации в производстве и распределении продукции.

Известные исследователи в сфере логистики Э. Мате и Д. Тискье видят цель логистики в оптимизации предложения продукции компанией таким образом, чтобы эта продукция нашла своего потребителя в наиболее выгодных для общей рентабельности условиях.

Чаще всего цель логистической деятельности связывают с выполнением так называемых правил логистики. Наиболее распространенным подходом является выделение «шести правил логистики», так называемого логистического микса или комплекса логистики:

– продукт – необходимый продукт;

– количество – в необходимом количестве;

– качество – необходимого качества;

– время – необходимо доставить в нужное время;

– место – в нужное место;

– расходы – с минимальными расходами.

Некоторые авторы несколько расширяют комплекс логистики, добавляя к нему такие элементы, как «потребитель», т.е. нужному потребителю и «персонификация», что означает разработку системы обслуживания для каждого заказа.

Цель логистической деятельности будет реализована, если приведенные выше правила выполнены, т.е. обеспечен наилучший и быстрый ответ на рыночный спрос при наименьших расходах. При этом необходимо подчеркнуть, что главная цель логистики является отображением идеальной ситуации, которой необходимо пытаться достичь.

Главная цель логистики конкретизируется в ее задачах, которые по степени значимости разделяют на три группы:

– глобальные;

– частичные (локальные).

Логистика по своей сущности в процессе управления хозяйственной деятельности выполняет интеграционные функции. Поэтому независимо от вида системы логистики ее глобальными задачами являются:

– создание комплексных интегрированных систем материальных, информационных и, если возможно, иных потоков;

– стратегическое согласование, планирование и контроль использования логистических мощностей сфер производства и обращения;

– постоянное усовершенствование логистической концепции в рамках выбранной стратегии в рыночной среде;

– достижение высокой системной гибкости путем быстрого реагирования на изменения внутренних и внешних условий функционирования.

Решение глобальных задач не может быть реализовано без постановки и решения общих задач. Условием жизнеспособности логистических систем всех видов является решение таких общих задач:

– осуществление сквозного контроля над потоковыми процессами в логистических системах;

– разработка и усовершенствование способов управления материальными потоками;

– многовариантное прогнозирование объемов производства, перевозок, запасов и т.д.;

– выявление несбалансированности между потребностями производства и возможностями материально-технического обеспечения, а также потребностями в логистических услугах при сбыте и возможностями логистической системы;

– стандартизация требований к качеству логистических услуг и отдельных операций;

– рациональное формирование хозяйственных связей;

– выявление центров возникновения потерь времени, материальных, трудовых и денежных ресурсов;

– оптимизация технической и технологической структуры транспортно-складских комплексов;

– определение стратегии и технологии физического перемещения материальных ресурсов, полуфабрикатов, готовой продукции;

– формализация актуализированных (текущих, оперативных) логистических целей и параметров функционирования логистической системы.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...